Шарпатов Владимир Ильич - почетный гражданин поселка Красногорский Звениговского района республики Марий Эл - пилот самолета Ил-76 акционерной авиационной компании "Аэростан" Республики Татарстан, командир экипажа.
Родился 21 марта 1940 года в поселке Красногорский Звениговского района Марийской республики в семье шофёра. После школы поступал в летное училище, но не прошел. Работал столяром, шофером, поступил в Казанский авиационный институт на вечернее отделение. Занимался в аэроклубе, стал планеристом. После окончания третьего курса института поступил в Краснокутское летное училище Гражданской авиации.
В 1965 году окончил училище и по распределению был направлен в Тюмень. Это город стал для летчика Шарпатова второй родиной. Тысячи налетанных часов. Десятки тысяч тонн перевезенных грузов. Освоил самолеты Ан-2, Ан-24. В 1977 году первым из тюменских летчиков поднял в небо транспортный самолет Ил-76. Участник дальнего испытательного беспосадочного полета по маршруту Тюмень – мыс Каменный – Якутия –
Тобольск – Ханты-Мансийск – Тюмень продолжительностью 10 часов 40 минут. Совершал полеты по миротворческой линии ООН в Саудовскую Аравию, Сомали, Сьерра-Леоне… Почти в восьмидесяти государствах мира побывал пилот.
С 1 января 1995 года – пилот-инструктор авиакомпании «Аэростан» города Казани. По договоренности с компанией «Трансавиа» перевозил по воздуху боеприпасы для правительства Афганистана, боровшегося с исламским радикальным движением «Талибан». Совершил два успешных полета.
2 августа 1995 года самолет Ил-76 (бортовой номер RA-76842) акционерной авиационной компании "Аэростан" выполнял транспортный рейс из Арабских Эмиратов в Баграм (Северный Афганистан). Во время пролета над территорий Республики Афганистан, контролируемой исламским движением "Талибан", самолет под угрозой открытия огня, был посажен на аэродроме в "Талибан", самолет под угрозой открытия огня, был посажен на аэродроме в Кандагаре. Это была провокация, направленная против России. Но груз на борту, 1304 ящика с патронами калибра 7,62, был закуплен в Албании, имел китайскую маркировку и доставлялся из Арабских Эмиратов. Из российского на борту был только наемный экипаж. Провокация не достигла результата.
Экипаж оставался в плену у "талибов" больше года. Усилия дипломатов и посредников с целью освобождения российского экипажа успехов не имели. Удалось добиться только разрешения на переписку и отдельных встреч с летчиками, в ходе которых удалось спланировать и подготовить побег. Со временем талибам разъяснили, какова ценность захваченного ими "Ила". Что он требует регулярного технического обслуживания. Силами экипажа. В полном составе...
16 августа 1996 года во время очередной профилактики самолета, простоявшего почти год без техобслуживания, экипаж совершил дерзкий побег. Командир корабля Шарпатов, прогревая поочередно двигатели вывел их на взлетный режим и под огнем охраны поднял самолет в воздух. Чтобы обмануть преследователей, пилот направил машину не на север, в сторону России, а на запад. По заранее согласованному с Ираном воздушному коридору Ил-76 совершил полуторачасовой перелет в Арабские Эмираты. В Шардже отважный экипаж уже встречали представители российского посольства.
Указом Президента Российской Федерации № 1225 от 22 августа 1996 года за героизм, мужество и стойкость, проявленные при освобождении из вынужденного пребывания на территории Афганистана Владимиру Ильичу Шарпатову присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением медали "Золотая Звезда". В Кремле премьер-министр В.С.Черномырдин вручил В.И. Шарпатову звезду Героя России.
Этим же указам высокое звание было присвоено второму пилоту Хайруллину Газинуру Гарифзяновичу. Остальные члены экипажа: штурман Здора Александр Викторович, бортинженер Аббязов Асхат Минахметович, ведущие инженеры Бутузов Сергей Борисович, Рязанов Виктор Петрович бортрадист Вшивцев Юрий Николаевич, награждены орденом Мужества.
После возвращения из плена Шарпатов некоторое время продолжал работать в компании "Аэростан", но 1 декабря 1998 года был уволен "по сокращению штатов". Ему тогда было 58 лет и это не предельный возраст для летчика. Не добившись, даже через суд, восстановления на работе, он уехал в город Тюмень.
По распоряжению губернатора Тюмени Герою выделили большую квартиру в центре города. В местной авиакомпании "Тюменьавиа" герой-летчик вновь вновь сел за штурвал самолета. С марта 1999 года по сентябрь 2002-го Шарпатов – командир экипажа Ил-76 авиакомпании «Тюменские авиалинии» (ныне «Ю-Тэйр»). Только в 62 года он ушел с летной работы.
В настоящее время Шарпатов на пенсии. Ведет активную политическую жизнь. Является членом Совета регионального отделения партии "Родина" в Тюменской области. Депутат Тюменской областной думы (с 2011). В.И.Шарпатов - единственный Герой России, живущий на территории Тюменской области.