Потребительское движение ежегодно 15 марта отмечает Всемирный день прав потребителей, чтобы привлечь внимание всего мира к правам и потребностям потребителей. Празднование этого дня – возможность потребовать соблюдения и защиты прав всех потребителей, а также протестовать против злоупотреблений на рынке и социальной несправедливости, которые подрывают эти права. По информации Международной организации потребителей (Consumers International), темой кампании в 2022 году станут «Справедливые цифровые финансовые услуги» (Fair Digital Finance).
Как пишет Роспотребнадзор, пандемия COVID-19 усилила тенденцию, связанную с развитием цифровых услуг. Безусловным преимуществом такого развития являются прозрачность и скорость оказания финансовых услуг. Однако в таких условиях существенно возрастает и риск финансового мошенничества, а отдельные категории граждан могут оказаться ограниченными в доступе к услугам, которые перестают предоставляться по традиционным каналам. Для обеспечения справедливого цифрового финансирования для всех нужен глобальный, совместный и скоординированный подход. Быстро развивающийся и сложный характер цифровых финансовых услуг демонстрирует потребность в продуктах, в основе которых лежат защита и расширение прав и возможностей потребителей.
Защита потребителей в сфере электронной коммерции, осуществляемой хозяйствующими субъектами посредством информационно-телекоммуникационных сетей, обозначена среди ожидаемых результатов реализации Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 28.08.2017 г. №1837-р.
Защита прав потребителей финансовых услуг является одним из приоритетных направлений деятельности Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл. В 2021 году в надзорный орган поступили на рассмотрение 62 обращения граждан. Банковской деятельности касались 34 заявления, страховой – 24, микрофинансовой – 4.
По обращению с жалобой на требование микрофинансовой организации уплаты по договору потребительского займа платежей, не указанных в индивидуальных условиях договора, по итогам административного расследования юридическое лицо привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.7 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 тысяч рублей. Внесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, которое исполнено в установленные сроки.
По результатам административного расследования на основании обращения юридическое лицо привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 тысяч рублей, и внесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, которое исполнено в установленные сроки.
По обращению за непредставление информации о стоимости страховой премии юридическое лицо привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ в виде предупреждения.
По поступившим материалам проверки прокуратуры Медведевского района, за отсутствие информации о внесении сведений о кредиторе в соответствующий государственный реестр (для микрофинансовых организаций, ломбардов) ни по адресу фактического осуществления деятельности, ни на сайте организации в сети «Интернет» юридическое лицо привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.5 КоАП РФ в виде предупреждения.
Наиболее распространенной формой судебной защиты прав потребителей является вступление Управления Роспотребнадзора в судебный процесс между потребителем и исполнителем – финансовой организацией для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей. В 2021 году по данным в судах общей юрисдикции 8 заключениям в пользу потребителей финансовых услуг взыскано 490,5 тысяч рублей.
Управление Роспотребнадзора является соисполнителем региональной программы «Повышение финансовой грамотности в Республике Марий Эл на 2021-2023 годы», утвержденной постановлением Правительства Республики Марий Эл от 30.12.2020 г. №518. Ее целью является содействие формированию у населения разумного финансового поведения, ответственного отношения к личным финансам, а также повышение эффективности защиты интересов граждан как потребителей финансовых услуг.
Таким образом, проблемы и механизмы защиты прав потребителей финансовых услуг, в том числе цифровых, являются предметом межведомственного взаимодействия.
Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл