© 2010-2020 Звениговский муниципальный район Республики Марий Эл
425060, Республика Марий Эл, г. Звенигово, ул. Ленина, 39
тел: (83645) 7-17-55, факс: (83645) 7-33-70
E-mail: zven.adm@mari-el.gov.ru
Высший суд 27.10.2025 рассмотрел гражданское дело по исковому заявлению жительницы Ульяновской области о признании ее лицом, являющимся фактическим воспитателем военнослужащего, а также признании права на получение страховой выплаты и единовременного пособия в связи с его гибелью.
Свои требования истец обосновывала тем, что с 2003 года официально являлась опекуном юноши, осуществляла его воспитание и содержание, между ними сложились родственные отношения, которые существуют между родителями и детьми, в связи с чем, по ее мнению, она имела право на получение мер социальной поддержки. В удовлетворении требований опекуна судами первой и апелляционной инстанций отказано.
Суд кассационной инстанции данные акты отменил, указав на неверное применение судами норм материального права. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, в свою очередь, отменила определение суда кассационной инстанции и согласилась с выводами нижестоящих судов, указав, что опекуны и попечители законом не отнесены к числу лиц, имеющих право получать от воспитанников содержание вне зависимости от времени их воспитания.
Высшая судебная инстанция отметила, что при рассмотрении требований о признании лицом, являющимся фактическим воспитателем ребенка (будущего военнослужащего), юридически значимым по делу обстоятельством является установление факта того, что опекун не только воспитывал, но и содержал ребенка в течение не менее пяти лет до достижения им совершеннолетия исключительно за счет своих собственных денежных средств, то есть не получал от государства (субъекта Российской Федерации) предусмотренных законодательством и выплачиваемых органами опеки и попечительства денежных средств на содержание такого ребенка, а также ежемесячного денежного вознаграждения за опекунство (в случае заключения с опекуном (попечителем) договора об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях).
С учетом изложенного, определение суда кассационной инстанции отменено, а дело направлено в этот же суд на новое рассмотрение.