В прокуратуре Звениговского района прошло координационное совещание руководителей правоохранительных органов с повесткой дня: "О результатах принимаемых органами внутренних дел мер по выявлению, пресечению и расследованию преступлений в сфере расходования бюджетных средств, в том числе при реализации приоритетных национальных проектов".
В ходе подготовки к совещанию прокуратурой Звениговского района проанализирована работа правоохранительных органов на данном направлении, выявлены положительные тенденции в работе, отмечены отдельные недостатки и необходимые меры по их устранению.
В районе действует межведомственная рабочая группа. Целью создания такой группы явилась необходимость укрепления взаимодействия между прокуратурой, УФСБ и ОМВД с момента оперативной разработки фигурантов до рассмотрения дел указанной категории в суде.
За истекший период 2011 года зарегистрировано 3 сообщения о нарушениях, выявленных при реализации приоритетных национальных проектов и государственных программ: два – по материнскому капиталу, одно - возмещение в части затрат на уплату процентов по выделенному кредиту в сфере сельского хозяйства. По рассмотренным сообщениям вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовных дел.
За 2011 год в ОМВД России по Звениговскому району зарегистрировано 9 сообщений о хищениях бюджетных денежных средств. Из них по 6 сообщениям возбуждены уголовные дела в отношении должностных лиц, причастных к хищениям денежных средств из бюджетов различного уровня.
В ходе осуществления надзора за соблюдением законодательств при реализации приоритетных национальных проектов в 2011 году прокуратурой района выявлялись следующие нарушения:
В сфере реализации приоритетного национального проекта «Образование».
В ходе проверки, проведенной в Отделе образования администрации муниципального образования «Звениговский муниципальный район» и муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Звениговский детский сад «Ракета» были выявлены нарушения прав и законных интересов работников образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования.
В целях социальной поддержки педагогических работников и иных работников образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования, усиления воспитательной роли в образовательном процессе в рамках реализации мероприятий приоритетного национального проекта «Образование» Постановлением Правительства РМЭ от 05.12.2007г. №283 утвержден Порядок предоставления финансовой помощи бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Марий Эл в виде субсидий на выплату доплаты педагогическим и иным работникам образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования, которым установлен механизм предоставления финансовой помощи бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Марий Эл в виде субсидий на выплату доплаты педагогическим и иным работникам образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования. Проверкой установлено, что с июня по декабрь 2010 года отделом образования администрации МО «Звениговский муниципальный район» при начислении вознаграждения за труд младшим воспитателям дошкольных образовательных учреждений района дополнительная ежемесячная субсидия в размере 500 рублей необоснованно включалась в состав их среднемесячного заработка, который в совокупности с другими начислениями составлял 4330 рублей. Таким образом, каждый месяц работникам недоначислялись 500 рублей. Размер недополученной заработной платы за 7 месяцев 2010 года по каждому работнику составлял около 2 500 рублей.
В интересах 5 работников дошкольных образовательных учреждений направлены исковые заявления в Звениговский районный суд, указанные заявления удовлетворены. Общий размер взысканной недоначисленной заработной платы по 5 работницам составляет 12 150 рублей.
В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» по направлению «Сельский школьный автобус» МОУ «Кужмарская средняя общеобразовательная школа» было получено три школьных автобуса.
Указанные автобусы используются для подвоза учащихся, проживающих в отдаленных сельских населенных пунктах, до МОУ «Кужмарская средняя общеобразовательная школа» и обратно к населенному пункту проживания ребенка.
В ходе проведенной проверки установлено, что с 10.10.2011г. по 17.10.2011г. подвоз учащихся, проживающих в отдаленных сельских населенных пунктах, осуществлялся на платной основе. С детей, перевозимых автобусами школы, взималась плата в размере 10 рублей в день, которая шла на покупку горюче-смазочных материалов для автобусов.
17.10.2011г. перевозка детей к населенным пунктам проживания не осуществлялась, дети добирались до дома рейсовыми автобусами.
Таким образом, обучение детей, проживающих в отдаленных сельских населенных пунктах, было поставлено в зависимость от родительской платы за подвоз их детей в школу. Тем самым нарушались права учащихся на бесплатное и общедоступное образование.
В связи с выявленным нарушением закона главе администрации МО «Звениговский муниципальный район» внесено представление, по результатам его рассмотрения директор школы привлечена к дисциплинарной ответственности.
В сфере реализации приоритетного национального проекта «Здоровье».
В текущем году при проверке МУЗ «Звениговская ЦРБ» установлено, что поставленный 13.11.2006 г. автоматический анализатор глюкозы EcoTwenty с принадлежностями согласно журнала учета работ последний раз использовался 30.01.2008. Указанное объясняется медицинским персоналом выдачей анализатором положительных результатов у граждан, по результатам аналогичных исследований у которых на других аналогичных приборах имеются отрицательные результаты. Между тем, учреждением не приняты исчерпывающие меры по установлению причин недостатка анализатора, а также предусмотренные Гражданским кодексом РФ меры в связи с поставкой товара ненадлежащего качества. Не приняты также меры в связи с поставкой товара ненадлежащего качества в связи с выявлением 22.09.2009 заводского дефекта электрокардиографа ЭКГ-МАС-500.
Допускаются отдельные нарушения при оказании платных медицинских услуг.
Также установлено, что 3 структурных подразделениях учреждения не имеют лицензии на осуществление медицинской деятельности (Нуктужский, Черноозерский, Филиппсолинский фельдшерско-акушерские пункты).
Локальные акты учреждения МУЗ «Звениговская ЦРБ» противоречат требованиям федерального законодательства.
Так, пункты 3.1., 3.2. Положения МУЗ «Звениговская ЦРБ» о порядке использования средств, связанных с оплатой услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности на 2011 год, утвержденный главным врачом 31.01.2010, не согласуется с требованиями п. 8 Правил финансового обеспечения расходов на оплату медицинским организациям услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению ребенка в течение первого года жизни, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.12.2010 № 1233 (далее – Правила финансового обеспечения), а также п. 3 Порядка расходования средств, перечисленных медицинским организациям на оплату услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению ребенка в течение первого года жизни, являющегося приложением № 1 к приказу Минздравсоцразвития РФ от 01.02.2011 № 72н.
Противоречат требованиям законодательства также положения приказа МУЗ «Звениговская ЦРБ» № 457 от 27.10.2010 «О родовом сертификате».
По результату проверок оспорены указанные локальные акты, внесены представления главному врачу МУЗ «Звениговская ЦРБ» и главе администрации МО «Звениговский муниципальный район», по результатам рассмотрения удовлетворены.
В ходе проверки, проведенной в ноябре текущего года установлено, что дополнительные выплаты стимулирующего характера в сроки установленные коллективным договором за октябрь текущего года не выплачены 43 медицинским работникам. В связи с выявленными науршениями главному врачу МУЗ Звениговская ЦРБ внесено представление.
В ходе проверки также были выявлены нарушения законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд.
По национальному проекту «Развитие АПК».
В рамках проверки Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 г. № 858 (далее – Программа) проведена проверка законности признания граждан нуждающимися в жилых помещениях в администрации муниципального образования «Кужмарское сельское поселение» (далее - администрация поселения). В рамках реализации Программы в участники мероприятий по улучшению жилищных условий граждан проживающих в сельской местности по муниципальному образованию «Кужмарское сельское поселение» на 2011 год, включены 2 гражданина и 3 молодых семей (молодых специалистов).
Как показала проверка, требования жилищного законодательства в администрации поселения не соблюдаются.
Допускаются нарушения требования ст.ст.51, 52 Жилищного кодекса Российской Федерации и ст.ст.3, 4 Закона Республики Марий Эл от 11.05.2005 г. № 13-№ «О регулировании отдельных жилищных отношений в Республике Марий Эл.
Так, в отношении многих граждан, которые поставлены на учет в улучшении жилищных условий, в учетных делах отсутствуют заявления о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а приложены лишь заявления о признании гражданина малоимущим либо о принятии в участники Программы (учетные дела Ивановой М.Ю., Даниловой Е.П., Белкиной Л.В. и других). В ряде учетных делах документы, предусмотренные п.2 ст.3 Закона РМЭ, т.е. справки органа технической инвентаризации и органа государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним о наличии или отсутствии у гражданина и членов его семьи жилых помещений на праве собственности приложены заявителями старые (выданы 2 и более месяца назад) - учетные дела Чернова А.С., Глуховой Э.Е. и других). В нарушение положений ч.2 ст.3 Закона РМЭ, от заявителей запрашиваются документы, не предусмотренные законом (копии паспортов, трудовой книжки, свидетельства о заключении брака, свидетельства о рождении) – учетные дела Чернова А.С., Даниловой Е.П. и других.
По результатам проверки главе администрации муниципального образования «Кужмарское сельское поселение» внесено представление, рассмотрено своевременно и приняты меры по устранению нарушений закона.
По национальному проекту «Доступное и комфортное жилье - гражданам России».
При проверке муниципальной целевой программы «Жилье для молодой семьи на 2011-2015 годы» установлено, что отдельные нормы Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использование (приложение № 3 к муниципальной целевой программы «Жилье для молодой семьи на 2011-2015 годы), утв.постановлением администрации муниципального образования «Звениговский муниципальный район» от 23.03.2011 № 185 не соответствует нормам федерального законодательства.
Так, п. 17 Правил предусмотрено полномочие Координационного Совета при Администрации муниципального образования «Звениговский муниципальный район» по организации работы по проверке содержащихся в представленных молодыми семьями сведений. Между тем, в соответствии с требованиями ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также требованиями Устава муниципального образования «Звениговский муниципальный район» Координационный Совет при администрации района не является органом местного самоуправления. В связи с указанным обстоятельством, а также в соответствии с требованиями п. 17 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство жилья) и их использования, являющихся приложением № 3 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы (утверждена постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 «О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы») вышеуказанные функции муниципальной целевой программой не могут быть возложены на Координационный Совет при Администрации муниципального образования «Звениговский муниципальный район».
Кроме того, в нарушение ч. 1 ст. 179 БК РФ указанная муниципальная целевая программа предусматривает в императивной форме финансирование программных мероприятий, в том числе за счёт средств федерального, республиканского бюджетов, средств граждан. Данная целевая программа, предусматривающая финансирование с 2011 г., принята 23.03.2011 г., что не согласуется с требованиями ч. 2 ст. 179 БК РФ.
Вышеуказанный нормативный правовой акт оспорен, протест прокурора удовлетворен.
На основании состоявшегося обсуждения Координационное совещание руководителей правоохранительных органов района выработало комплекс мер, направленных на повышение эффективности работы правоохранительных органов на данном направлении. По итогам работы принято соответствующее постановление.