В целом, изменения, внесенные указанным законом до 1 января 2012 года были связаны с созданием такого самостоятельного федерального органа как Следственный комитет Российской Федерации, который был создан на базе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.
Помимо смены названия органа и придания ему самостоятельного статуса, изменения коснулись и полномочий должностных лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве на досудебной стадии.
Так, к основным полномочиям прокурора были добавлены функции по отмене незаконных и необоснованных постановлений следственных органов об отказе в возбуждении уголовного дела в 5 суточный срок с момента получения соответствующих материалов, о приостановлении и прекращении уголовного дела (преследования) в 14-ти суточный срок. При этом, законодательно установлено, что в постановлении прокурора указываются конкретные действия должностных лиц следственных органов которые должны быть исполнены в целях принятия законного и обоснованного процессуального решения.
Кроме этого, решение об отказе в возбуждении уголовного дела по мотивированным постановлениям прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного следствия для решения вопроса об уголовном преследовании в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства, теперь может быть принято только с согласия руководителя следственного органа. А в случае наличия достаточных данных, указывающих на признаки преступления, эти материалы могут служить в качестве самостоятельного повода для возбуждения уголовного дела.
Полномочия руководителя следственного органа были дополнены функцией отмены по находящимся в производстве подчиненного следственного органа уголовным делам, незаконных и необоснованных постановлений руководителя, следователя (дознавателя) другого органа предварительного расследования.
Было определено, что руководитель следственного органа по результатам рассмотрения требования прокурора не просто сообщает о своем несогласии с требованиями прокурора, а выносит мотивированное постановление о несогласии с этими требованиями, о чем в течение 5 суток сообщает прокурору.
Должностные лица, проводящие доследственную проверку теперь вправе давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий, что раньше допускалось лишь при расследовании уголовного дела.
Указанные изменения вступили в силу с 15 января 2011 года.
Вместе с тем, как указано выше, ряд положений закона имеет другой срок вступления в силу.
Так, с 1 января 2012 года к категории дел расследуемых исключительно следователями Следственного комитета РФ (далее - подследственность) будут добавлены такие преступления как «Злоупотребление полномочиями» ст. 201, «Коммерческий подкуп» ст. 204 главы 23 «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях» Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), «Получение взятки» ст. 290, «Дача взятки» ст. 291, «Служебный подлог» ст. 292, «Незаконная выдача паспорта гражданина Российской Федерации, а равно внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства Российской Федерации» ст. 292.1, «Халатность» ст. 293 главы 30 «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» УК РФ, а также все тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные несовершеннолетними и в их отношении.
Соответственно с 1 января 2012 года эти преступления будут исключены из подследственности других органов предварительного расследования.
При этом необходимо учесть, что по уголовным делам, находящимся в производстве органа предварительного следствия или органа дознания на 1 января 2012 года, производство предварительного расследования оканчивается тем органом предварительного следствия или тем органом дознания, в производстве которых они находились до 1 января 2012 года, то есть эти дела не передаются от одного органа другому.