Пополнение коллекций – тема наболевшая для государственных музеев России. Денег на приобретение предметов старины и произведений искусства никогда не хватает, и едва ли не единственный шанс для музея обрести вещь достойного уровня – получить её в дар от щедрых, бескорыстных и великодушных дарителей.
За минувшие две недели к призыву Звениговского районного краеведческого музея о сборе экспонатов для музейных фондов, в том числе посвященных истории завода имени Бутякова С.Н., откликнулись ещё несколько дарителей.
Макет судна типа Бор-500 под названием «Дружба» было передано Екатериной Николаевной Васягиной – вдовой помощника механика Васягина, вся трудовая жизнь которого была связана с речным флотом.
Однопалубный двухвинтовой паровой буксир «Дружба» сошёл со стапеля судоверфи завода «Кама» г. Пермь в июне 1956-го и был отправлен в Звенигово. Судно могло двигаться со скоростью до 21 км/ч и имело 27 мест для экипажа, предназначалось для буксировки несамоходных судов и плотов в течение всей навигации, включая периоды осеннего и весеннего ледоходов.
В июле 1980-го теплоход сменил место приписки на Козьмодемьянск, и стал называться «КП-10».После вывода из состава транспортного флота судно эксплуатировалось в качестве несамоходного пародателя. После 2010 г. бывшую «Дружбу» разрезали и утилизировали.
От сына Екатерины Николаевны и Аркадия Аркадьевича музей получил ещё один дар – макет теплохода типа «Бахтемир» под названием «Волгореченск».
«Волгореченск» был построен в ноябре 1980 г. на судоверфи г. Бойценбург, Германская Демократическая Республика. Верфь строила теплоходы по заказу СССР с 1975 по 1991 год. Теплоход относился к средним сухогрузным суда и судам-контейнеровозам смешанного плавания "река-море" грузоподъёмностью 1000 тонн.
В апреле 94-го портом приписки для судна стал Таганрог, через 10 лет теплоходу дали имя «Lotos-1», портом приписки стал город Белиз в карибском государстве Белиз. В апреле 2008-го судно «прописали» в г. Джурджулешты (Молдавия). Согласно открытым данным в январе 2013-го бывший «Волгореченск» утилизировали в гАлиага (Турция).
Вдова и сын капитана Антипова Бориса Владимировича подарили краеведческому музею макет судна типа Бор-500 под названием «Успех».
Антипова Павлина Ивановна работала вместе с мужем, всю свою трудовую жизнь посвятила речному флоту – была и матросом, и поваром, и рулевым. В сфере судоходства супруги отработали 32 года, в том числе на «Успехе» - 19 лет.
Павлина Ивановна и Борис Владимирович в Звенигово переехали из Алексеевки, что в Саратовской области. «В 1964 году нам предложили перебраться в звениговский затон, поскольку в наших родных местах возводили ГЭС», - рассказывает Павлина Ивановна.
Строительство станции проходило с 1956 по 1971 год у города Балаково. Летом 1967 года был затоплен котлован Саратовской ГЭС, и волжские воды пошли по новому руслу. Через две недели было осуществлено перекрытие старого русла Волги. В связи с предстоящими изменениями многие суда были перебазированы: «Осенью 64-го года наш колёсник «Первомайск» был приведён на слипы завода Бутякова для зачистки, там и остался на зимовку. В следующем году команда в составе капитана Минеева Ивана Андреевича, механика Анисимова Александра Павловича, линейного механика Митрофанова Василия Ивановича и первого штурмана Антипова прибыла в Звенигово. В то время для работников плавсостава начали возводить дома номер 3 и 5 по улице Гагарина. А 17 ноября мы уже въехали в новые квартиры…», - делится воспоминаниями 86-летняя женщина.
С колёсника Антиповы перебрались на паровой буксир «Успех», Борис Владимирович стал капитаном судна, с ним трудился механик Челышев Владимир Михайлович.
«Первомайск» был создан на заводе «Ленинская Кузница» в Киеве в 1949 году. До ноября 1961 года колёсник носил имя «Сталинград». В июне 1974 года, после 10 лет работы в затонеЗвенигова,судно было утилизировано.
«Успех» был построен 31 августа 1956 г. на пермском заводе «Кама». Буксир принимал участие в строительстве Новочебоксарска, который в те годы носил имя «Спутник». Новочебоксарск начали возводить в 1960 году в связи со строительством химического комбината.
«Наш паровой буксирвёл баржи, нагруженные цементом. Цемент мы получали с завода в Саратовской области, груз перевозили в Чебоксары, а оттуда на автомобилях цемент доставлялина строительные площадки. Вообще у нас была так называемая «цементная линия», по которой мы доставляли стройматериал и в Кинешму, и в Горький, и в Набережные Челны…»,- вспоминает ветеран речного флота.
После 26 лет эксплуатации, в ноябре 1982-го паровой буксир был списан, позже – утилизирован. По словам Павлины Антиповой, судно списали по причине выхода из строя котла и в связи с невозможностью найти другой на замену.
Все переданные музею макеты были созданыталантливым модельщиком завода имени Бутякова С.Н. ЮриемАндреевичемКулаковым.
Имена благотворителей будут занесены в материалы краеведческого музея и обозначены на специальных табличках, которые разместят рядом с макетами судов в выставочном зале.
Как отметил глава районной администрации Владимир Геронтьев, подаренные экспонаты нуждаются в достойном обрамлении, поэтому в ближайшее время в музее появится сотрудник, который обеспечит макеты новыми стеклянными коробами для защиты макетов от пыли, грязи и прочих угроз, также в перспективе специалист сможет изготовить новые модели для широкой презентации публике.
Напомним, для размещения экспозиций подготовлен новый зал на втором этаже здания бывшего Дома культуры по адресу ул. Советская, 41.
Уважаемые дарители! Вашанеоценимая помощь и душевное участие вдохновляют коллектив музея на активную работу по сохранении нашей истории для будущих поколений. Акция по сбору предметов для фондов музея продолжается, сотрудники будут рады принять от населения предметы и вещи, имеющие значение для истории и культуры Звениговского района.