Ответ: Согласно Федеральному закону от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении приборы учета воды пломбируются организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми потребителями заключены соответствующие договоры.
При этом первичное опломбирование приборов учета холодной (горячей) воды должно проводиться бесплатно для граждан, за исключением случаев, когда соответствующие приборы учета пломбируются повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц (п. 5 ст. 20 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении").
Для установки и опломбировки счетчика холодной или горячей воды (водосчетчик) необходимо: приобрести водосчетчик; самостоятельно или с помощью третьих лиц его установить; обратиться в управляющую компанию или товарищество собственников жилья с просьбой опломбировать и ввести в эксплуатацию водосчетчик. Управляющая компания или товарищество собственников жилья должно направить специалистов, чтобы бесплатно установить пломбу и также бесплатно составить акт ввода в эксплуатацию водосчетчика; прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки.
При этом управляющая компания или товарищество собственников жилья обязано начиная со дня, следующего за днем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за горячее или холодное водоснабжение исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета (пункт 81 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. № 354). Если управляющая компания или товарищество собственников жилья отказываются бесплатно опломбировать или вводить в эксплуатацию индивидуальный прибор учета воды, гражданин имеет право обратиться за защитой своих прав в контролирующие органы, либо в суд.
Жильцы, которые опломбировали приборы учета горячей и холодной воды за плату, могут вернуть деньги по предъявлению чека в ту организацию, специалисты которой осуществляли опломбировку.