На минувшей неделе из поселка Советский прилетела радостная весть – по итогам конкурсов профессионального мастерства воспитателей и учителей Марий Эл лучшим воспитателем республики была признана Татьяна Александрова, учитель-дефектологЗвениговского детского сада «Светлячок».
В этом году в связи с пандемией конкурс проходил в очно-заочном формате. В течение недели конкурсанты из всех районов Марий Эл демонстрировали свои умения и навыки, пройдя несколько испытаний: проведение открытого, мастер-класса с демонстрацией современных методов взаимодействия с детьми и родителями, презентация проекта. Завершающим этапом конкурса стал круглый стол, на котором финалисты высказывали свое мнение по той или иной проблеме в сфере образования.
Авторское пособие нашей землячки «Уникуб» стало для многих, даже более опытных и педагогов, настоящим открытием.Как оказалось, его можно использовать по всем направлениям образовательной программы – отметили коллеги Татьяны из «Светлячка».
«Татьяна Вячеславовна рассказала о своем проекте «7 граней кубика», в котором приняли участие дети, педагоги и родители. Возможности использования кубика воистину уникальны: из них можно не только строить, но с ними можно и экспериментировать! Например, определить, какой кубик тонет, а какой не тонет; он может быть твердый, а может – мягкий, если он сделан из желе.
Интересной формой сотрудничества с родителями стал онлайн-марафон. Татьяна Вячеславовна в своей группе ВКонтакте выкладывала ролики о том, как можно использовать кубики в речевом, познавательном, музыкальном развитии, демонстрируя возможности развивающего пособия в домашних условиях.
Вкабинете учителя-дефектолога былоборудован настоящий мини-музей кубика! В его создании трудились не только Татьяна Вячеславовна, но иее сестра и коллега Надежда, а также воспитатели и родители
На открытом конкурсном мероприятии в гости к ребятам пришел Доктор Айболит, который попросил ребят помочь ему «полечить» зверюшек. Дети с увлечением помогали зайке тренировать лапки на твердых и мягких кочках, проверяли зрение с помощью волшебных очков, лечили лисичке лапки, помогали Доктору Айболиту сложить правильно таблетки-фигуры», - рассказала заведующая «Светлячка» Елена Чернышова.
В «Светлячке»Татьяну Вячеславовну помнят еще совсем молодым педагогом, когда она вместе со своей сестрой Надеждой робко перешагнула крыльцо детского сада и стала осваивать азы профессии в Службе ранней помощи. В качестве учителя-дефектолога Татьяна проводила индивидуальные коррекционные занятия с малышами по развитию познавательной сферы, консультировала родителей по вопросам коррекции нарушений в развитии ребенка, знакомила воспитателей с приемами коррекционной помощи воспитанникам.
Воспитатель громко заявила о себена конкурсе «Воспитатель года-2018». Её мастер-класс оказался настолько впечатляющим, что его продемонстрировали на VIII Республиканской зимней школе молодых педагогов и наставников, на Межрегиональном методическом фестивале «Дефектологическая радуга-2018», на республиканском Фестивале творческих воспитателей ДОУ РМЭ «Воспитатель будущего».
В прошлом году молодой дефектолог стала победителем Всероссийского конкурса работников дошкольного образованияим. Л.С. Выготского. На площадках этого конкурса Татьяна Вячеславовна представила свой мастер-класс по использованию нетрадиционного оборудования (прищепки) в работе с особыми детьми.
В жизни Татьяна – скромный, интеллигентный и обаятельный человек. Мы встретились с лучшим воспитателем республики в ее рабочем кабинете.
- Татьяна Вячеславовна, как вы пришли работать в детский сад?Сколько вам лет тогда было?
- В «Светлячок» я пришла работать сразу после завершения учебы в педагогическом институте, мне было двадцать четыре года.Работаю здесь уже почти десять лет.
С детства нам с сестрой нравилась профессия педагога, мы постоянно играли в «школу», по очереди были учителями, ставили друг другу оценки. И ещё мы постоянно шили, рисовали… Такие навыкиочень пригодилось мне в профессиональной сфере, это именно то, что необходимо человеку, стремящемуся стать созидательным и интересным педагогом.
- Помните свой первый рабочий день?
- Да, помню. Все было так ново, волнительно, хотелось с одной стороны показать свой максимум, а с другой – я понимала, что еще предстоит знакомство с детьми, нужно было привыкнутьдруг к другу. И, конечно же, не все сразу получалось. Но благодаря нашему дружному коллективу все получилось. Именно коллеги и наставникипомоглимне вот так вырасти! За что я им очень благодарна и по сей день.Рядом всегда находились учителя-логопеды Светлана НиколаевнаИванова иЮлия Вячеславовна Шемарина– педагоги-первооткрыватели, которые стояли у истоков создания Службы ранней помощи в «Светлячке».
- В чем заключается работа дефектолога в детском саду?
- Я занимаюсь с малышами, детьми раннего и младшего дошкольного возраста, иногда со средними группами. Работаю именно с теми детьми, которым нужна определенная коррекционная помощь, у кого, например, нет речи или с теми ребятами, у которых есть задержка психического развития, когда запаздывают в развитии познавательные процессы – мышление, внимание, память. Таким детишкам нелегко учиться, им нужно многократное повторение материала, и, разумеется, терпение, любовь к ним…
- Какие материалы и методики вы используете в своей работе?
- Материал использую самый разный. В самый первый год активно использовала только картинки, но впоследствии поняла, что такая работа неэффективна. Поэтому сейчас в ход идет абсолютно разный материал, который они смогут потрогать и ощутить, и не только руками. Например, сейчас с малышами мы ходим по сенсорным дорожкам, помимо шариков и кукол в обучении используем крупы, желе, пробки… Так сказать, всё-всё «берем в оборот»!
- А свою первую сложность в работе и первое достижение помните?
- Самая большая сложность в первый год – работа с родителями. Когда проводила собрания, стремилась донести мысль о том, как надо развивать детей. Ведь без участия родителей эта задача оказалась бы невероятно сложной. Но сегодня с уверенностью могу сказать, что я довольна результатом работы с родителями, они полностью готовы сотрудничать со мной. Это настоящее достижение!
- Сколько потребовалось времени, чтобы пришла уверенность в себе?
- Уверенность эта пришла, наверное, только лет через шесть. Но и сегодня стремление к самосовершенствованию, к саморазвитию меня не покинула! Поэтому регулярно посещаю курсы повышения квалификации, участвую в вебинарах, в конференциях.
- Как пришло решение участвовать в конкурсе?
- Я принимала участие ещё в 2018 году, стала лауреатом конкурса. И поняла, что мне хочется большего! Через полгода я твердо решила, что хочу победить, показать себе, что я могу, что у меня получится.
- И получилось! Помимо профессионализма, какие личностные качества помогли вампобедить в конкурсе?
- Целеустремленность, творческое начало, огромная поддержка со стороны коллег. Хочу выразить огромную благодарность нашей заведующей Чернышовой Елене Вадимовне, которая всегда дает возможность проявить себя и всегда подставить плечо. Не меньшую благодарность выражаю и старшему воспитателю Гарифуллиной Надежде Александровне.
- Какова вообще роль воспитателя для детей?
- В развитии детей. На мой взгляд, воспитатель не просто должен «нагрузить» ребенка каким-то багажом знаний, но и обязательно взрастить в них определенную самостоятельность, чтобы к старшему возрасту дети не нуждались в воспитателе, чтобы они стали развиты, инициативны, сами могли сделать выбор для себя.
- Работа с детьми всегда предполагает риск эмоционального выгорания. Каков ваш личный рецепт не «выгореть»?
- Не буду кривить душой, периодически и на меня «накатывает»… Чтобы избежать этого состояния, педагогу нужно самомупозаботиться о себе, о своем эмоциональном состоянии. Необходимо находить время на себя, обязательно съездить куда-то отдохнуть, чтобы эмоционально разгрузиться. И, на мой взгляд, всем педагогам, особенно молодым, нужно участвовать в конкурсах. Это непростой путь, но от такой деятельности получаешь огромный заряд бодрости, а также новый опыт для своей работы.
- Спасибо за беседу!
Теперь перед молодым (Татьяне всего 34 года!) и талантливым воспитателем стоит сложнейшая задача – достойно представить республику на всероссийском конкурсе воспитателей. От лица коллег и всех земляков пожелаем ей удачи! Мы верим, что опыт, стремление к победе и полет творческой мысли сделают своё дело, и Татьяна Вячеславовна достойно заявит о себе на уровне России.
Большие надежды возлагают в детском саду и на родную сестру Татьяны. Учитель-логопед Надежда Вячеславовна не отстает от сестры, она – активный участник многочисленных мероприятий, семинаров, конференций, призер различных конкурсов, в будущем у нее есть все возможности также представлять наш Звениговский район в конкурсе «Воспитатель года».
Беседовала О. Перцева