Марийской транспортной прокуратурой в связи с поступившим обращением Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Марий Чодра» проведена проверка исполнения законодательства в области обеспечения пожарной безопасности в лесах в Йошкар-Олинской дистанции пути структурном подразделении Горьковской дирекции инфраструктуры Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД» (далее по тексту - Йошкар-Олинская дистанция пути).
Согласно п. 27 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417 (ред. от 01.11.2012), полосы отвода железных дорог в местах прилегания их к лесным массивам должны быть очищены от сухостоя, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов, а границы полос отвода должны быть отделены от опушки леса противопожарной опашкой шириной от 3 до 5 метров или противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 3 метров.
Аналогичное требование предусмотрено и п. 8 Положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорого, утвержденного приказом МПС РФ от 15.05.1999 № 26Ц.
В ходе проведенной с привлечением специалистов Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Республике Марий Эл проверки установлено, что на полосе отвода перегона «Илеть-Шелангер» Йошкар-Олинской дистанции пути 39-й км (между 7 и 8 пикетами), 40-й км (между 1 и 3 пикетами), а также на полосе отвода станции «Илеть» Йошкар-Олинской дистанции пути 36-й км (6 пикет) имеются складирования порубочных остатков и древесины, образованных в результаты проведения в 2012 году работ по очистке полосы отвода.
Указанная территория прилегает к лесным массивам Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Марий Чодра».
В соответствии со ст. 95 Земельного кодекса РФ земли государственных природных заповедников, в том числе национальных парков относятся к землям особо охраняемых природных территорий. Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния.
Таким образом, нарушение требований пожарной безопасности в части захламления полосы отвода порубочными остатками и древесиной на участках, прилегающих к территории национального парка может повлечь возникновение пожаров, а в случае возникновения пожаров - причинение вреда жизни и здоровью гражданам и природному комплексу, а также объектам, имеющим особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначенным для использования в природоохранных, рекреационных, просветительских, научных и культурных целях.
По результатам проверки Марийской транспортной прокуратурой в отношении главного инженера ПЧ-29 возбуждено административное дело по ч. 1 ст. 8.32. КоАП РФ, начальнику Йошкар-Олинской дистанции пути внесено представление об устранении выявленных нарушений законов. Кроме того, в Мещанский районный суд г. Москвы направлено исковое заявление об обязании ОАО «РЖД» в лице филиала - Йошкар-Олинской дистанции пути структурного подразделения Горьковской дирекции инфраструктуры Центральной дирекции инфраструктуры устранить имеющиеся складирования порубочных остатков и древесины. Акты реагирования находятся на рассмотрении.