В Российской Федерации около 90 миллионов жителей владеют садовыми, огородными и дачными участками. Однако свыше половины подобных хозяйств не имеют актов государственной регистрации на свои объекты. Для решения данной проблемы был принят Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества", так называемый Закон о дачной амнистии.
Он упрощает процедуру оформления в собственность земельных участков, садовых домов, гаражей и других бытовых построек.
Закон о дачной амнистии признает любые документы - решения, справки, выписки, подтверждающие факт предоставления гражданину земельного участка. Эти документы считаются достаточными для регистрации права собственности.
1. Акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
2. Акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
3. Выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
4. Иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.
В соответствии с законом, истребование у заявителя дополнительных документов для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок не допускается.
Однако, несмотря на кажущиеся очевидными плюсы такого упрощения, некоторым гражданам, и в частности, жителям Борского района приходилось сталкиваться с обратной стороной такого упрощения.
Государственная регистрация земельных участков осуществляется без межевания, то есть без указания точных сведения о местоположении границ участков. Соответственно, в государственной базе данных отсутствуют сведения о границах таких участков. Впоследствии, при формировании органами власти новых участков и выделении их гражданам, эти участки могут занимать полностью или частично участки собственников, которые оформили свои земельные участки по закону о дачной амнистии.
Следует отметить, что на ранней стадии, когда органом исполнительной власти только вынесено соответствующее постановление о выделении земельного участка, отмена такого постановления возможна и не затронет существенным образом права граждан. Гораздо сложнее придется, если новый собственник уже приступил к использованию такого участка, возвел постройки и т.д. В соответствии с требованиями Земельного кодекса РФ, спорные вопросы такого рода могут быть разрешены только в судебном порядке.
Таким образом, во избежание подобных конфликтов целесообразнее провести межевание земельного участка.
Обязательным приложением к представляемому документу является кадастровый план соответствующего земельного участка, который воспроизводит в графической и текстовой формах сведения о земельном участке. Подготовка проекта границ земельного участка и установление его границ на местности (межевание земель) осуществляются в соответствии с Земельным и Градостроительным кодексами РФ, Федеральным законом от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ "О землеустройстве", а также другими нормативно-техническими документами в сфере территориального землеустройства.
Установление границ земельного участка производят на местности в присутствии лиц, права и законные интересы которых затрагиваются проведением землеустройства. С момента оформления кадастрового паспорта границы объекта землеустройства считаются установленными.