В соответствии с п. 1 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16:10.2020 г. № 31 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом» предусмотрено лицам, находящимся на территории Российской Федерации, обеспечить ношение гигиенических масок для защиты органов дыхания в местах массового пребывания людей, в общественном транспорте, такси, на парковках, в лифтах.
Согласно п.п. «ф» п.1 ст.11; п.п. «а.2» ст.10 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом угрозы возникновения чрезвычайной ситуации, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности.
В развитие приведенных выше положений законодательства РФ в субъектах Российской Федерации приняты нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от возникновения чрезвычайной ситуации.
Согласно Указу Главы Республики Марий Эл от 17 марта 2020 г. № 39 «О мерах по обеспечению санитарно - эпидемиологического благополучия населения на территории Республики Марий Эл в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» введен режим повышенной готовности (далее - Указ). В настоящее время продлен до 1 декабря 2021 года включительно Указом Главы Республики Марий Эл от 12.10.2021 № 165.
Исходя из сложившейся эпидемиологической ситуации, в соответствии Указом, граждане обязаны использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) при посещении зданий, строений, сооружений (помещений в них), на парковках в лифтах в местах массового пребывания людей при нахождении в транспорте общего пользования, на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта, в легковом такси, транспортном средстве, осуществляющем перевозки пассажиров и багажа по заказу, а также соблюдать дистанцию до других граждан не менее 1,5 метра (социальное дистанцирование) в указанных объектах и местах (социальное дистанцирование не применяется в случае оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа).
Согласно Указу, обязанность по ношению маски возложена на граждан - потребителей. Потребитель должен иметь маску для обязательного использования, как важную профилактическую меру в качестве средств защиты «барьерного типа».
Данная профилактическая мера обусловлена необходимостью снижения рисков распространения коронавирусной инфекции.
Требование о ношении маски в общественных местах является императивным предписанием, подразумевающим его соблюдение теми гражданами, кому оно адресовано.
Согласно письму Министерства промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с п.12, 13 поручения Председателя Правительства Российской Федерации от 15.03.2020 г. № ММ-П9-18861 Минпромторг России разработаны методические рекомендации в случае введения режима обязательного использования средств индивидуальной защиты в субъектах Российской Федерации, согласно которым организации торговли:
- при попытке прохода посетителя без СИЗ на территорию организации торговли представитель организации осуществляет информирование посетителя о возможном приобретении масок, реализуемых на территории торгового объекта (у кассы) и об ответственности за нарушение такого режима;
- в случае несогласия посетителя соблюдать обязательные требования об использовании СИЗ, представитель организации торговли вправе отказать ему в обслуживании, вызвать представителей органов внутренних дел для пресечения нарушения.
Согласно п.4 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 г. № 417, гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
Любое появление граждан в общественном месте без маски будет иметь признаки правонарушения, направленного на создание угрозы жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию граждан, находящихся в условиях угрозы возникновения чрезвычайной ситуации, повлекших введение режима повышенной готовности.
Действия хозяйствующих субъектов направлены на ненасильственное воспрепятствование гражданам - потребителям при посещении зданий, строений, сооружений (помещений в них) без масок и не могут и не должны рассматриваться как действия, ущемляющие права потребителей. Данные действия хозяйствующих субъектов отвечают принципу разумности поведения участников гражданских правоотношений и не имеют признаков необоснованного уклонения от заключения публичного договора (ст. 10, 426 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор включает в себя организацию и проведение проверок выполнения требований санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор.
При этом контроль за соблюдением нормативных правовых актов, изданных субъектами Российской Федерации в рамках полномочий статьи 6 вышеуказанного Федерального закона, не входит в компетенцию территориальных органов Роспотребнадзора.
Контроль за соблюдением гражданами требований, установленных Указом, возложено на органы исполнительной власти Республики Марий Эл, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1 КоАП РФ.
Распоряжением Правительства РФ от 12.04.2020 г. №975-р должностные лица органов внутренних дел (полиции) включены в перечень лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20,6.1 КоАП РФ.