© 2010-2020 Звениговский муниципальный район Республики Марий Эл
425060, Республика Марий Эл, г. Звенигово, ул. Ленина, 39
тел: (83645) 7-17-55, факс: (83645) 7-33-70
E-mail: zven.adm@mari-el.gov.ru
Ежегодный ущерб, причиняемый экономике страны от криминальных лесозаготовок, исчисляется миллиардами рублей. По данным субъектов Российской Федерации, ущерб за незаконную заготовку древесины за 9 месяцев 2016 г. в объеме 828,7 тыс. м3 древесины оценивается в 7,3 млрд. руб., а совокупный доход от общего объема незаконных рубок составляет примерно 230 - 250 млрд. руб.
В российском уголовном законодательстве вопросу борьбы с незаконной заготовкой древесины посвящена ст. 260 Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ), предусматривающая уголовную ответственность за незаконную рубку лесных насаждений, а также повреждение до степени прекращения роста предмета преступления.
В диспозиции ч. 1 ст. 260 УК РФ предмет преступного деяния - лесные насаждения, деревья, кустарники и лианы - неразрывно связаны с таким признаком объективной стороны, как место совершения преступления. Так, предметом преступления в узком смысле выступают «деревья», «кустарники» и «лианы», которые не всегда характеризуются местом совершения преступления. Предмет преступления в широком смысле - это «лесные насаждения», произрастающие на определенном участке, в определенном месте.
Следует также отметить, что УК РФ не раскрывает содержание таких терминов, как «лесные насаждения», «деревья», «кустарники» и «лианы», «не отнесенные к лесным насаждениям». Данные понятия являются бланкетными, и для их разъяснения требуется обращение к нормам природоохранного законодательства, а в некоторых случаях даже к теории экологического права.
До 2012 г. к спорным вопросам квалификации при незаконной заготовке древесины относились вопросы определения предмета рассматриваемого деяния: относится ли к предмету преступления, предусмотренного ст. 260 УК РФ, древесно-кустарниковая растительность, произрастающая на приусадебных, дачных и садовых участках.
Данные вопросы на сегодняшний день разрешены п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования»(далее - Постановление Пленума ВС РФ).
Так, в соответствии с п. 15 Постановления Пленума ВС РФ к предметам преступления по ст. 260 УК РФ не относятся деревья, кустарники и лианы, произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения, на приусадебных земельных участках, на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, в лесопитомниках, питомниках плодовых, ягодных, декоративных и иных культур, а также ветровальные, буреломные, сухостойные деревья. Рубка указанных насаждений, а равно их уничтожение или повреждение должны квалифицироваться как хищение либо уничтожение или повреждение имущества.
Объективная сторона ст. 260 УК РФ заключается в незаконной порубке, а равно повреждении до степени прекращения роста лесных насаждений, а также деревьев, кустарников и лиан, не отнесенных к лесным насаждениям, если эти деяния совершены в значительном размере.
В соответствии с п. 16 Постановления Пленума ВС РФ под рубкой предусмотренных ст. 260 УК РФ предметов преступления следует понимать их спиливание, срубливание или срезание, т.е. отделение различными способами ствола дерева, стебля кустарника или лианы от корня. Незаконной признается рубка насаждений с нарушением требований лесного законодательства: например, без оформления договора аренды лесного участка, решения о предоставлении лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, а также в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.
Следует отметить, что незаконная порубка деревьев, кустарников и лиан может влечь за собой как уголовную (ст. 260 УК РФ), так и административную ответственность (ст. 8.28 КоАП РФ). В соответствии с п. 22 Постановления Пленума ВС РФ основным критерием разграничения уголовно наказуемой незаконной рубки лесных насаждений (ч. 1 ст. 260 УК РФ) и незаконной рубки лесных насаждений, за которую ответственность предусмотрена ст. 8.28 КоАП РФ, является значительный размер ущерба, причиненного посягательством.
В соответствии с примечанием к ст. 260 УК РФ значительным размером в настоящей статье признается ущерб, причиненный лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, исчисляемый по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам, превышающий пять тысяч рублей, крупным размером - пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером - сто пятьдесят тысяч рублей.
По данным судебной практики, не вызывает сложности вопрос отграничения ст. 260 УК РФ от ст. 8.28 КоАП РФ при наличии в примечании к ст. 260 УК РФ денежного критерия криминализации: значительный, крупный и особо крупный размер.
Размер причиненного ущерба исчисляется по таксам, утвержденным Правительством Российской Федерации. 8 мая 2007 г. было принято постановление Правительства Российской Федерации № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам, вследствие нарушения лесного законодательства».
В части совершенствования нормативно-правового регулирования борьбы с браконьерством Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 277-ФЗ в УК РФ была введена ст. 191.1 УК РФ, предусматривающая уголовную ответственность за приобретение, хранение, перевозку, переработку в целях сбыта и сбыт заведомо незаконной заготовленной древесины.
Непосредственным объектом рассматриваемого деяния выступают общественные отношения в сфере приобретения, хранения, перевозки, переработки и сбыта древесины. Предметом ст. 191.1 УК РФ является именно незаконно заготовленная древесина. Объективную сторону деяния составляет совершение хотя бы одного из указанных в статье альтернативных действий: приобретение, хранение, перевозка, переработка или сбыт древесины. Состав преступления сконструирован законодателем как формальный, т.е. считается оконченным с момента совершения хотя бы одного из указанных действий, совершенных в крупном размере. Соответственно обязательным признаком объективной стороны рассматриваемого преступления является крупный размер, исчисляемый по таксам, установленным постановлением Правительства Российской Федерации № 273. Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины в виде прямого умысла, обязательным признаком является цель сбыта, а также заведомое знание виновного (несомненные, достоверные сведения) о незаконном характере заготовленной древесины. Субъект преступления по ч. 1 ст. 191.1 УК РФ общий.
Квалифицирующим признаком, ответственность за который предусмотрена ч. 2 ст. 191.1 УК РФ, выступает соучастие: группа лиц по предварительному сговору; особо квалифицирующим признаком (ч. 3 ст. 191.1 УК РФ) является особо крупный размер, соучастие в форме организованной группы; признаки специального субъекта преступления: с использованием своего служебного положения.
Так как наработанной судебной практики по ст. 191.1 УК РФ пока нет, то сложно говорить о проблемах квалификации рассматриваемого деяния. Однако представляется возможным квалификация по совокупности ст. 191.1 и 260 УК РФ, а также при решении вопроса о виновности лица по ст. 191.1 УК РФ суды должны учитывать и способ приобретения, и способ сбыта незаконно заготовленной древесины.
С 1 января 2016 г. вступила в силу ст. 8.28.1 КоАП РФ, устанавливающая ответственность за нарушение требований лесного законодательства об учете древесины и сделок с ней.