Размер шрифта: А А А
Цвет шрифта: А А А  
Перейти в обычную версию сайта 

Профилактика терроризма, минимизация и (или) ликвидация последствий его проявлений

юаннер.png

Сегодня наибольшую реальную угрозу для многих стран, в том числе и для России, представляет международный и внутренний терроризм, стремительный рост которого прино­сит страдания и гибель большому количеству людей.

В России очаги напряженности как внутри страны, так и вблизи ее границ способству­ют нарастанию угрозы крупномасштабных террористических актов. Вот почему уже сегодня необходима всеобъемлющая системная стратегия противодействия данной угрозе, нацеленная на своевременное предупреждение и предотвращение терроризма, ликвидацию связанных с ним чрезвычайных ситуаций. Правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правитель­ства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные пра­вовые акты других федеральных органов государственной власти.

Основным законом в области противодействия терроризму в России является Феде­ральный закон Российской Федерации «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ.

Данный закон, во-первых, устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом, а во-вторых, дает основные понятия:

1) терроризм — идеология насилия и практика воздействия на принятие решения ор­ганами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправ­ных насильственных действий;

2) террористическая деятельность — деятельность, включающая в себя:

а) организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террори­стического акта;

б) подстрекательство к террористическому акту;

в) организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно и участие в такой структуре;

г) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;

д) информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реали­зации террористического акта;

е) пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, при­зывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оп­равдывающих необходимость осуществления такой деятельности;

3) террористический акт — совершение взрыва, поджога или иных действий, устра­шающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза со­вершения указанных действий в тех же целях;

4) противодействие терроризму — деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по:

а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилакти­ка терроризма);

б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террори­стического акта (борьба с терроризмом);

в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма;

5) контртеррористическая операция — комплекс специальных, оперативно-боевых, вой­сковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безо­пасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта.

Организационные основы противодействия терроризму составляют:

Президент Российской Федерации:

1. Определяет основные направления государственной политики в области противодей­ствия терроризму;

2. Устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руко­водство деятельностью которых он осуществляет, по борьбе с терроризмом;

3. Принимает решение в установленном порядке об использовании за пределами терри­тории Российской Федерации формирований Вооруженных Сил Российской Федерации и подразделений специального назначения для борьбы с террористической деятельностью, осуществляемой против Российской Федерации либо граждан Российской Федерации или лиц без гражданства, постоянно проживающих в Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации:

1. Определяет компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет, в области противодействия терроризму;

2. Организует разработку и осуществление мер по предупреждению терроризма и ми­нимизацию и (или) ликвидацию последствий проявлений терроризма;

3. Организует обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного само­управления по противодействию терроризму необходимыми силами, средствами и ресурса­ми.

Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъек­тов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодейст­вие терроризму в пределах своих полномочий.

Мероприятия по минимизации и ликвидации последствий проявления терроризма.

Основная задача противодействия угрозе терроризма нацелена на своевременное пре­дупреждение и предотвращение террористического акта, ликвидацию связанных с ним чрезвы­чайных ситуаций.

Для выполнения данной задачи прежде всего необходимо определить наи­более уязвимые объекты и, для которых следует разработать и осуществить дополни­тельный комплекс мероприятий, а именно:

- заблаговременно создать необходимые ресурсы для оперативного реагирования на различные варианты террористических действий;

- обеспечить органы управления самой современной базой данных. Из-за чрезвычай­ной опасности применения террористами химического и биологического оружия наличие спе­циальных сведений, расчетов и программ — необходимое условие для своевременного обна­ружения и определения характера поражения;

- тщательно спланировать порядок действий по смягчению возможных последствий чрезвычайных ситуаций, связанных с актами химического и биологического терроризма;

- наладить эффективное взаимодействие объектовых формирований с органами и си­лами РСЧС, включая силы СНЛК, медицины катастроф, правоохранительных органов, по­жарной охраны и служб жизнеобеспечения, участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуа­ций;

- отработать систему управления спасательными и другими неотложными работами при применении террористами химического или биологического оружия.

Учитывая особую опасность последствий применения современных фосфорорганических отравляющих веществ по объектам с большим скоплением населения (станции метро, аэропорты, железнодорожные вокзалы), целесообразно сформировать в наиболее крупных го­родах России специализированные химико-биологические команды быстрого реагирования. Участие в них квалифицированных специалистов, оснащенных необходимыми средствами контроля, защиты, нейтрализации и оказания первой медицинской помощи, будет способствовать повышению эффективности работ по спасению жизни тысячам людей.

Необходимо помнить и о таком важном деле, как обучение всех групп населения правилам поведения и порядку действий в условиях угрозы и применения террористами различных ви­дов взрывчатых, химических, биологических и иных опасных для жизни веществ, проведение разъяснительной работы среди населения по правилам безопасности и поведения при очистке местности (объектов) от взрывоопасных предметов (ВОП).

Разъяснительная работа среди населения по правилам безопасности и поведения должна быть направлена на исключение или сведение к минимуму человеческих жертв, нанесения ущерба здоровью людей и материальных потерь. Проводится она на государственном, региональном и местном уровнях.

На государственном уровне — в мирное и военное время, при введении военного положения, при возникновении региональных конфликтов и высокой криминогенной обста­новке — организуется разъяснительная работа представителями МЧС России, МВД России, ФСБ России, Минобороны России.

На региональном уровне — представителями региональных органов власти, МЧС России, МВД России, военных комиссариатов, а также воинских частей, назначенных для выполнения задач по очистке местности (объектов) от ВОП в период выполнения плановых задач.

На местном уровне — представителями местных органов власти, МЧС России, МВД России, военных комиссариатов и специальных подразделений, назначенных для очистки ме­стности (объектов) от ВОП на данной территории в период выполнения плановых задач по сплошной очистке и срочных заявок.

Разъяснительная работа среди населения осуществляется путем проведения совещаний с руководителями администраций муниципальных образований, выступлений по радио, телевидению, в печати; проведения бесед и информации; издания специальных плакатов, литературы, памяток; демонстрации кинофильмов по правилам безопасности при обнаружении ВОП; оформления фотостендов; проведения индивидуальных бесед; информирования населе­ния о правилах безопасности при обнаружении подозрительных предметов, сумок, игрушек и т.д.

При проведении разъяснительной работы население информируется:

- о ВОП, которые могут встретиться в данной местности, их внешнем виде, основных характеристиках, типах; о возможных причинах, приводящих к взрыву;

- о возможных последствиях взрыва (радиусы поражения людей, разрушения объектов);

- о безопасных расстояниях и правилах безопасности при обнаружении ВОП;

- о действиях населения и должностных лиц при обнаружении ВОП;

- о порядке эвакуации населения из опасной зоны;

- о местах укрытия и лицах, ответственных за эвакуацию и укрытие населения;

- об ответственности лиц за хранение, незаконное приобрете­ние, изготовление, сбыт и хищение ВОП.

Особо подчеркивается, что лица, обнаружившие ВОП, должны немедленно сообщить о его местонахождении в территориальный отдел (отделение) полиции по телефону 02, орган ФСБ или ГО и ЧС, военный комиссариат. Им запрещается подходить к взрывоопасному пред­мету, трогать его или сдвигать с места.

В качестве основных превентивных мер организационного характера рекомендуется:

1. Ужесточить пропускной режим при входе (въезде) на территорию объекта;

2. Установить системы сигнализации, аудио- и видеозаписи;

3. Ежедневно обходить территории предприятия и осматривать места сосредоточения опасных веществ на предмет своевременного выявления взрывных устройств;

4. Периодически проверять складские помещения;

5. Тщательно подбирать кадры;

6. Организовывать и проводить совместно с сотрудниками правоохранительных органов инструктажи, практические занятия и учения по действиям в ЧС;

7. Включать в договоры на сдачу складских помещений в аренду пункты, дающее право администрации предприятия осуществлять проверку складов по своему усмотрению.

Ликвидация последствий чрезвычайной ситуации террористического характера долж­на представлять собой комплекс специальных мероприятий, осуществляемых с целью максимального ослабления поражения людей, снижения размеров материальных потерь и пре­дотвращения возможного действия вторичного источника (взрыва заряда ВВ).

Основными задачами по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации террори­стического характера являются:

- осуществление сбора, изучение, обобщение, оценка и предоставление информации о характере, масштабах, дальнейшем развитии и возможных последствиях чрезвычайной ситуации террористического характера;

- определение видов, объёмов и трудоёмкости работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации террористического характера, а также потребного количества сил и средств для их выполнения;

- выдача экспертных заключений и предложений на использование тех или иных спасательных средств и инструментов, исходя из характера и масштабов чрезвычайной си­туации террористического характера;

- ведение разведки и контроля в районе ЧС террористического характера;

- проведение поисковых работ, в том числе с помощью служебных собак;

- проведение спасательных работ по извлечению пострадавших из-под завалов;

- оказание пострадавшим первой медицинской и врачебной с элементами специа­лизированной помощи;

- проведение санитарной обработки личного состава спасательного центра и специ­альной обработки техники;

- участие в обезвреживании взрывных устройств.

Комплекс мероприятий по ликвидации последствий террористической акции как чрез­вычайной ситуации, вызванной применением террористами взрывчатых веществ, будет включать:

- прогнозирование зоны поражения;

- оповещение населения, личного состава ФСБ России, МЧС России, МВД России о произошедшей террористической акции;

- инженерную, химическую разведку в зоне поражения;

- эвакуацию населения из зоны поражения;

- оказание первой медицинской и доврачебной помощи поражённым при террори­стической акции;

- выбор рациональных способов ведения АСДНР;

- контроль полноты проведения АСДНР.

В работе под организацией ликвидации последствий чрезвычайной ситуации террори­стического характера следует понимать комплекс мероприятий по подготовке спасательной операции (АСДНР), включающей принятие решения, постановку задач подразделениям, планирование спасательной операции (АСДНР), организацию взаимодействия, управления и обеспечения.

В её основе лежат продуманные, заблаговременно спланированные, во всех структу­рах и уровнях РСЧС, планы действий по предупреждению и ликвидации последствий чрез­вычайных ситуаций террористического характера.

Основополагающим мероприятием является обеспечение постоянной готовности сил и средств к немедленному реагированию на чрезвычайные ситуации, в том числе террори­стического характера, и эффективному выполнению поставленных задач по ликвидации их последствий.

По­этому в различных реально сложившихся условиях при чрезвычайных ситуациях исключи­тельно важным является планирование спасательной операции.

Организационно и методически спасательная операция содержит:

- подготовительный этап, характеризующий деятельность спасательного центра на месте дислокации по подготовке к спасательной операции;

- основной этап, определяющий деятельность выделенной группировки сил и средств в районе чрезвычайной ситуации террористического характера;

- заключительный этап, регламентирующий вывод задействованных сил и средств из операции.

Для планирования действий разрабатывается применительно к обслуживаемой террито­рии План действий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайной ситуации тер­рористического характера. В нем должны быть подробно описаны все действия с мо­мента объявления готовности до момента возращения сил и средств в пункт постоянной дисло­кации после ликвидации последствий чрезвычайной ситуации террористического характера.

Перечень исходных данных, необходимых для разработки плана действий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайной ситуации террористического характе­ра:

- зона ответственности сил и средств;

- перечень потенциально опасных объектов, школ, дошкольных детских учреждений, мест массового сбора людей, находящихся в зоне ответственности сил, и их характеристика;

- планы (схемы) основных потенциально опасных объек­тов и зон жилой застройки городов;

- данные, необходимые для организации взаимодействия;

- перечень организаций, учреждений, формирований, привлекаемых к ликвидации последствий чрезвычайной ситуации террористического характера;

- порядок перевозки тяжелой инженерной техники;

- порядок поддержания связи с различными структурами;

- порядок технического и тылового обеспечения в ходе ликвидации последствий чрезвычайной ситуации террористического характера;

- другие данные, определяемые особенностями региона.

На карте должны быть отражены:

- границы территории региона и административного деления субъектов РФ;

- потенциально опасные объекты, школы, дошкольные детские учреж­дения, места массового сбора людей, находящихся в зоне ответственности сил, и их характеристика;

- пункты постоянной дислокации своего центра и взаимодействующих спасательных формирований, силовых структур, участвующих в антитеррористической деятельности;

- маршруты выдвижения;

- основные показатели марша;

- решение начальника на совершение марша (согласованное с ГИБДД и ВАИ) и проведение АСДНР;

- основные вопросы организации управления, взаимодействия и обеспечения марша;

- расчеты прохождения рубежей (пунктов): исходного и регулирования;

- организация комендантской службы на марше, в исходном рай­оне, районе проведения АСДНР;

- расчет сил и средств;

- построение походного порядка ко­лонны сил и средств, привлекаемых к ликвидации последствий чрезвычайной ситуации тер­рористического характера;

- схема организации связи; позывные должностных лиц;

- сигналы управления, оповещения и взаимодействия; аэродромы, станции погрузки (выгрузки) на же­лезнодорожный, морской (речной) транспорт и их характеристики, маршруты движения к ним, исходные районы перед погрузкой и районы сосредоточения после выгрузки, а также основной и запасные районы погрузки и выгрузки, временные показатели;

- посадочные площадки вертолетов;

- метеоусловия.

Пояснительная записка подразделяется на разделы:

- выводы из оценки обстановки возможных террористических акций взрывного действия на объектах экономики или в жилых районах городов;

- порядок оповещения и приведения сил и средств в готовность;

- состав сил и средств, их возможности по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации;

- состав и оснащение сводных отрядов по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации террористического характера;

- порядок управления силами и средствами при ликвидации последствий чрезвычай­ной ситуации террористического характера;

- организация взаимодействия и всестороннего обеспечения действий сил и средств спасательного центра МЧС России при ликвидации последствий чрезвычайной ситуации террористического характера;

- расчеты и порядок погрузки сил и средств на железнодорожный, речной (морской) и воздушный транспорт.

Дополнительно разрабатываются: инструкция по мерам безопасности и журнал инструктажа по технике безопасности; план морально-психологического обеспечения; расписа­ние занятий с личным составом, журнал учета подготовки личного состава; документы для проведения ТСЗ, ТСУ; документы для организации караульной и внутренней службы при перевозке сил и средств и при расположении их лагерем; схема охраны и обороны; пропуск на право беспрепятственного движения колонны к месту ликвидации последствий чрезвычайной ситуации террористического характера (согласованный и подписанный с должност­ными лицами ВАИ и ГИБДД); книга приема и сдачи дежурств по лагерю; книга записи больных; книга вечерней поверки; книга учета выхода и возвращения машин.

2. Получение информации об угрозе террористического акта, порядок действий должностных лиц ГО и РСЧС, дежурно-диспетчерских служб

Сообщение об угрозе террористического акта может поступать несколькими способами. Чаще всего это делается по телефону. Нередко такие сообщения доводятся через третьих лиц. Иногда угроза излагается письменно или в записанном на плёнку виде.

Имеются две причины, по которым угроза доводится до избранного объекта:

- злоумышленник точно знает или предполагает, что взрывное устройство уже заложено или будет заложено, но не желает ненужных жертв и разрушений;

- злоумышленник заинтересован в том, чтобы посеять панику, которая дезорганизовала бы работу предприятия, учреждения, организации.

При получении информации об угрозе террористического акта по телефону ни в коем случае не бросайте трубку! Будьте спокойны, вежливы, не прерывайте говорящего, не вешайте трубку по окончании разговора. Спокойное реагирование при принятии сообщения об угрозе террористического акта позволит получить от террориста дополнительную информацию о месте закладки взрывного устройства, силе заряда, взрывном механизме. Человек, сообщающий об угрозе террористического акта, является лучшим источником информации об этом взрывном устройстве.

Поэтому с ним целесообразно вести переговоры следующим способом:

- старайтесь удержать злоумышленника на линии как можно дольше, по возможности запишите на магнитофон полностью его сообщение;

- сообщите ему, что в здании, куда заложена бомба, находится много людей и её взрыв может привести к многочисленным жертвам невинных людей;

- особое внимание уделяйте при телефонном разговоре фоновым шумам, например звуку проезжающих автомашин, музыке или любым другим звукам, которые могли бы помочь определить место откуда был сделан звонок;

- внимательно вслушивайтесь в оттенки голоса звонящего (женский, мужской, детский), его тон (спокойный, возбуждённый), акцент, речевые особенности;

- при имеющейся возможности по другому аппарату свяжитесь с дежурной частью горрайоргана с целью выяснения, откуда поступил звонок.

Задайте ему следующие вопросы:

- с какой целью заложено взрывное устройство?

- когда должен произойти взрыв?

- где находится взрывное устройство в данный момент?

- какой у него вид?

- имеется ли другое устройство?

- вы один или вас несколько человек?

После получения сообщения об угрозе совершения теракта, информацию немедленно сообщить по телефону «02», либо в ближайший орган внутренних дел.

Если сообщение об угрозе террористического акта было сделано письменно, то обязательно сохраните все материалы (конверт, упаковку). При этом необходимо сделать всё возможное, чтобы сохранить возможные улики (отпечатки пальцев, почерк или машинописный текст, сорт бумаги, почтовые штемпеля). Впоследствии всё это поможет найти и идентифицировать автора послания.

Любой объект может стать местом угрозы захвата или удержания заложников. В подобных ситуациях в качестве посредника при переговорах террористы обычно используют руководителей объекта.

Действия руководителя объекта при получении угрозы по телефону:

1. Не оставлять без внимания ни одного подобного звонка.

2. Передать полученную информацию в правоохранительные органы.

3. Постараться дословно запомнить разговор, а лучше записать его на бумаге.

4. Запомнить пол, возраст звонившего и особенности его речи(темп речи, голос, произношение, манеры речи).

5. Обязательно постараться отметить звуковой фон (шум автомашин или железнодорожного транспорта, голоса т.д.).

6. Отметить характер звонка – городской или междугородний.

Действия при поступлении угрозы в письменной форме:

1. Приять меры к сохранности и быстрой передачи письма (дискеты и т.д.) в правоохранительные органы.

2. По возможности, письмо положить в чистый полиэтиленовый пакет.

3. Если документ в конверте, то его вскрытие производится только с левой или правой стороны путем отрезки кромки ножницами.

4. Сохранить все: сам документ, конверт, упаковку, любые вложения.

5. Не позволять знакомиться с содержанием письма другим лицам.

6. На анонимных материалах не делать надписи, подчеркивать, обводить отдельные места в тексте. Запрещается их сгибать, мять, сшивать, склеивать.

При захвате людей в заложники руководителю объекта необходимо:

1. О сложившейся ситуации незамедлительно сообщить в правоохранительные органы.

2. Не вступать в переговоры с террористами по собственной инициативе.

3. По прибытию сотрудников спецподразделений ФСБ и МВД оказать им помощь в получении интересующей их информации.

4. При необходимости выполнять требования преступников (если это не связано с причинением ущерба жизни и здоровью людей), не противоречить преступникам, не рисковать жизнью окружающих и своей собственной.

5. Не допускать действий, которые могут спровоцировать нападающих к применению оружия и привести к человеческим жертвам.

Порядок действия дежурно-диспетчерских служб при получении сообщения об угрозе террористического акта.

При получении угрозы по телефону от анонимного заявителя необходимо:

1. Установить надежный контакт с заявителем угрозы:

- попытаться успокоить говорящего;

- заверить, что его требования будут немедленно переданы руководству.

2. Постараться дать знать об этой угрозе своему коллеге, чтобы тот по другому аппарату сообщил оперативному дежурному полиции по телефону № 02 о поступившей угрозе, указать номер телефона по которому принимается сообщение и номер позвонившего, если он определился по АОН и руководителю организации (органа управления) ;

3. Выяснить требования предполагаемого террориста, информацию о характере угрозы, времени и месте ее реализации. Все сведения фиксировать в рабочей тетради (журнале);

4. В ходе разговор отметьте пол, возраст звонившего и особенности его (ее) речи:

- голос: громкий, (тихий), низкий (высокий);

- темп речи: быстрая (медленная);

- произношение: отчетливое, искаженное, с заиканием, с заиканием шепелявое, с акцентом или диалектом;

- манера речи: развязная, с издевкой, с нецензурными выражениями.

Обязательно отметьте звуковой фон (шум автомашин или железнодорожного транспорта, звуки теле- или радиоаппаратуры, голоса, другое)?

Отметьте характер звонка (городской или междугородный).

5. При выходе из контакта с заявителем угрозы следует заверить его, что все его требования обязательно будут переданы руководству.

6. Если в телефоне нет АОН или номер телефона звонившего не определился необходимо:

- не отключаться с линии разговора, положить телефонную трубку рядом с телефоном;

- с другого телефона позвонить на АТС, с просьбой определить номер телефона, откуда был сделан звонок.

7. Сообщить о поступившей угрозе и выясненной информации в полицию и руководителю организации (органа управления), если это не было сделано в ходе разговора коллегой.

8. В дальнейшем действовать в соответствии с алгоритмом действий при угрозе проведения террористических актов.

Таким образом можно сделать вывод - терроризм ХХ века:

- стал одним из наиболее опасных вызовов международной безопасности;

- превратился в глобальную проблему;

- стал более социально опасным для общества, многоликим по преследуемым целям и видам проявления;

- получил возможность использовать в своих преступных целях достижения науки и техники;

- в ряде случаев стал осуществляться при участии государственных органов, получив “статус” государственного терроризма.

Задача органов управления ГО и РСЧС активно овладевать знаниями по проблемам предотвращения и ликвидации последствий проявления терроризма на своих территориях, активно участвовать в обучении населения.

01 Сентября, 2020 г.