© 2010-2020 Звениговский муниципальный район Республики Марий Эл
425060, Республика Марий Эл, г. Звенигово, ул. Ленина, 39
тел: (83645) 7-17-55, факс: (83645) 7-33-70
E-mail: zven.adm@mari-el.gov.ru
Что такое специальная оценка условий труда (СОУТ)?
С 1 января 2014 года в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. вместо аттестации рабочих мест по условиям труда необходимо проводить СОУТ, то есть с этого времени процедура аттестации была отменена, а оценка условий труда на рабочих местах может осуществляться только в форме спецоценки, хотя результаты аттестации рабочих мест, проведенных до 2014 года, являются действительными еще в течение пяти лет.
Специальная оценка условий труда - это единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных нормативов условий труда и применения средств индивидуальной защиты работников.
По результатам проведения специальной оценки устанавливают классы и подклассы условий труда на рабочих местах сотрудников:
· 1-й класс – оптимальные условия труда. К нему относят условия труда, при которых воздействие на сотрудника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни воздействия которых не превышают установленные нормативы, а также создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности сотрудника;
· 2-й класс – допустимые условия труда. Это такие условия, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают установленные нормативы, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены);
· 3-й класс – вредные условия труда. Сюда относят такие условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами условий труда;
· 4-й класс – опасные условия труда. Речь идет об условиях труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профзаболевания в период трудовой деятельности.
Ответственность за не проведение СОУТ в 2015 г.:
СОУТ обязаны проводить все работодатели, а также ИП, принявшие на работу сотрудников. На физических лиц без статуса ИП, нанявших работников, действие данного закона не распространяется.
С 1 января 2015 года в КоАП РФ добавлена новая статья 5.27.1 КоАП РФ, которая ужесточает ответственность за нарушение работодателем порядка проведения специальной оценки условий труда или ее не проведение, значительно увеличивая суммы штрафов:
· Для организаций: предупреждение; штраф от 60 до 80 тыс. рублей; штраф от 100 до 200 тыс. рублей или приостановление деятельности до 90 суток (при повторном нарушении);
· Для индивидуальных предпринимателей: предупреждение; штраф от 5 до 10 тыс. рублей; штраф от 30 до 40 тыс. рублей или приостановление деятельности до 90 суток (при повторном нарушении).
· Для должностных лиц: предупреждение; штраф от 5 до 10 тыс. рублей; штраф от 30 до 40 тыс. рублей или дисквалификация на срок от 1 до 3-х лет (при повторном нарушении).
Требования к организации, проводящей СОУТ
СОУТ проводится совместно работодателем и специализированной организацией. Организация, которая проводит СОУТ, должна соответствовать специальным требованиям. Список аккредитованных организаций опубликован на официальном сайте Минтруда России. В организации также должна быть испытательная лаборатория (центр), аккредитованная на проведение исследований, испытаний и измерений вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса.
Для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателю нужно создать комиссию, состоящую из представителей работодателя, специалиста по охране труда, а также представителей выборного органа первичной профсоюзной организации. Число членов комиссии должно быть нечетным. Также работодатель утверждает график проведения специальной оценки условий труда. Состав и порядок деятельности комиссии работодатель утверждает приказом. Комиссию возглавляет работодатель или его представитель.
Комиссия определяет перечень рабочих мест и критерии оценки труда, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда с указанием аналогичных рабочих мест.
Данным законом прописано, что в отношении некоторых рабочих мест специальная оценка может проводиться поэтапно. Это рабочие места: сотрудников, чьи профессии, должности и специальности не включены в списки, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости; условия труда на которых не признаны вредными или опасными, в том числе по результатам ранее проведенной аттестации рабочих мест.
Завершить поэтапнуюспецоценку требуется до 31 декабря 2018 года (ч. 6 ст. 27 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ). Поэтапность предполагает проведение спецоценки в отношении не всех рабочих мест сразу, а только их части. Перечень таких рабочих мест определяется комиссией.
Методика проведения специальной оценки условий труда
Методика проведения специальной оценки условий труда утверждена приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н. Она устанавливает требования к процедурам, которые должна выполнить специализированная организация, оказывающая услуги по проведению специальной оценки условий труда. Согласно части I Методики к таким процедурам относятся:
· идентификация потенциально вредных и опасных производственных факторов, при этом при проведении идентификации должны учитываться производственное оборудование, материалы и сырье, результаты ранее проводившихся на данных рабочих местах исследований, случаи производственного травматизма, а также предложения самих работников. В случае, если вредные и опасные производственные факторы на рабочем месте не идентифицированы, условия труда на данном рабочем месте признаются комиссией допустимыми, а исследования вредных и (или) опасных производственных факторов не проводятся.
· непосредственно исследования (испытания, измерения) вредных и опасных производственных факторов (проводятся в том случае, если данные факторы выявлены по результатам идентификации)
· отнесение условий труда на рабочем месте по степени вредности и опасности к классу (подклассу) условий труда по результатам проведенных исследований (испытаний, измерений) вредных и опасных производственных факторов
· оформление результатов проведения спецоценки
Оформление результатов оценки условий труда
Порядок формирования результатов оценки предусмотрен статьей 15 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. Специализированная организация, которая оказывает услуги по проведению специальной оценки условий труда, составляет отчет о ее проведении. Отчет о проведении специальной оценки условий труда подписывают все члены комиссии, а утверждает ее председатель. Работодатель обязан ознакомить работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под подпись. Сделать это нужно в течение тридцати календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда, не позже.
Использование результатов оценки
Что должен сделать работодатель по итогам спецоценки труда? По результатам утверждения отчета о специальной оценке работодателю потребуется:
· ознакомить работников с результатами оценки (п. 4 ч. 2 ст. 4 Закона № 426-ФЗ);
· разместить результаты на своем сайте при его наличии (ч. 6 ст. 15 Закона № 426-ФЗ);
· сообщить в Фонд социального страхования сведения о результатах спецоценки (пп. 18 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).
Декларация соответствия
Если в ходе идентификации по заключению экспертов организаций, оказывающих услуги по проведению СОУТ, вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочих местах не будут выявлены (например, излучение от компьютера будет в пределах нормы), то требуется оформить декларацию соответствия условий труда. Форма декларации и порядок ее заполнения утверждены приказом Минтруда России от 07.02.14 № 80н, который начал действовать с 8 июня 2014 года.
Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда действительна в течение 5 лет. В случае если в период действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда с работником, занятым на рабочем месте, в отношении которого принята данная декларация, произошел несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или у него выявлено профессиональное заболевание, причиной которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов, в отношении такого рабочего места действие данной декларации прекращается и проводится внеплановая специальная оценка условий труда.
Если указанных обстоятельств не выявлено, то срок действия данной декларации считается продленным на следующие 5 лет.
Результаты специальной оценки используются в целях:
· разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие нормативным требованиям охраны труда;
· обеспечения сотрудников средствами индивидуальной защиты, а также средствами коллективной защиты;
· определения дополнительного тарифа для страховых взносов в Пенсионный фонд РФ;
· предоставления сотрудникам гарантий и компенсаций за работу во вредных или опасных условиях труда.
Нужно ли проводить СОУТ, если на 1 января 2014 года в организации проведена аттестация рабочих мест?
В общем случае не нужно. Если до 1 января 2014 года в организации была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, то в общем порядке специальную оценку условий труда в отношении таких рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации. Результаты данной аттестации рабочих мест можно использовать для целей специальной оценки условий труда. То есть если в организации плановую аттестацию проводили, к примеру, в 2013 году, то условия труда нужно будет оценить по новым правилам только в 2018 году. Исключением являются случаи, когда у работодателя возникнет необходимость провести внеплановую оценку условий труда рабочих мест. Льготы и компенсации по материалам проведенной аттестации продолжают предоставляться в установленном порядке.
Новое в законодательстве
С 1 января 2015 г. вступили в силу отдельные изменения, внесенные в КоАП РФФедеральным законом от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О специальной оценке условий труда”».
Если до 1 января 2015 г. постановление по делу об административном правонарушении трудового законодательства могло быть вынесено в течение двух месяцев со дня совершения правонарушения, а по делам, рассматриваемым судьей, - в течение трех месяцев, то с 1 января 2015 г. такое постановление может быть вынесено в течение одного года со дня совершения правонарушения.
Статья 5.27 КоАП РФ в новой редакции устанавливает ответственность только за нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Все нарушения государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, выделены в отдельную статью 5.27.1 КоАП РФ. Кроме того, КоАП РФ дополнен статьей 14.54, определяющей ответственность за нарушения установленного порядка проведения специальной оценки условий труда.
Обратите внимание: из статьи 5.27 КоАП РФ исключен такой вид административного наказания, как Приостановление деятельности на срок до 90 суток. Этот вид наказания будет применяться только при повторных нарушениях государственных нормативных требований охраны труда (ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ) и установленного порядка проведения специальной оценки условий труда (ч. 2 ст. 14.54 КоАП РФ).
Учтите, что фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 руб. Однако штраф будет наложен, только если работодатель или его уполномоченный представитель откажется признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми и не заключит с ним трудовой договор.
Часть 3 ст. 5.27 КоАП РФ вводит новую ответственность для должностных и юридических лиц, а также работодателей - индивидуальных предпринимателей за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем.
Имейте в виду, что совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.27 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, влечет значительное увеличение штрафа, а для должностного лица это может закончиться дисквалификацией на срок от одного года до трех лет.
За повторные аналогичные правонарушения должностные лица могут быть дисквалифицированы на срок от одного года до трех лет, а к работодателю может быть применено наказание в виде административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.
Федеральный закон от 21.07.2014 № 216-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов “О страховых пенсиях” и “О накопительной пенсии”внес долгожданные изменения в ст. 62 ТК РФ.
И хотя ТК РФ не перечисляет виды обязательного социального страхования, в целях которых выдается трудовая книжка, понятно, что речь идет прежде всего о выдаче трудовой книжки работнику для обеспечения его обязательного пенсионного страхования.