Размер шрифта: А А А
Цвет шрифта: А А А  
Перейти в обычную версию сайта 

РАЗЪЯСНЕНИЯ НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫХ ВОПРОСОВ ПО СОУТ

Что такое специальная оценка условий труда (СОУТ)?

С 1 января 2014 года в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. вместо аттестации рабочих мест по условиям труда необходимо проводить СОУТ, то есть с этого времени процедура аттестации была отменена, а оценка условий труда на рабочих местах может осуществляться только в форме спецоценки, хотя результаты аттестации рабочих мест, проведенных до 2014 года, являются действительными еще в течение пяти лет.

Специальная оценка условий труда - это единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных нормативов условий труда и применения средств индивидуальной защиты работников.

По результатам проведения специальной оценки устанавливают классы и подклассы условий труда на рабочих местах сотрудников:

· 1-й класс – оптимальные условия труда. К нему относят условия труда, при которых воздействие на сотрудника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни воздействия которых не превышают установленные нормативы, а также создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности сотрудника;

· 2-й класс – допустимые условия труда. Это такие условия, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают установленные нормативы, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены);

· 3-й класс – вредные условия труда. Сюда относят такие условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами условий труда;

· 4-й класс – опасные условия труда. Речь идет об условиях труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профзаболевания в период трудовой деятельности.

Ответственность за не проведение СОУТ в 2015 г.:

СОУТ обязаны проводить все работодатели, а также ИП, принявшие на работу сотрудников. На физических лиц без статуса ИП, нанявших работников, действие данного закона не распространяется.

С 1 января 2015 года в КоАП РФ добавлена новая статья 5.27.1 КоАП РФ, которая ужесточает ответственность за нарушение работодателем порядка проведения специальной оценки условий труда или ее не проведение, значительно увеличивая суммы штрафов:

· Для организаций: предупреждение; штраф от 60 до 80 тыс. рублей; штраф от 100 до 200 тыс. рублей или приостановление деятельности до 90 суток (при повторном нарушении);

· Для индивидуальных предпринимателей: предупреждение; штраф от 5 до 10 тыс. рублей; штраф от 30 до 40 тыс. рублей или приостановление деятельности до 90 суток (при повторном нарушении).

· Для должностных лиц: предупреждение; штраф от 5 до 10 тыс. рублей; штраф от 30 до 40 тыс. рублей или дисквалификация на срок от 1 до 3-х лет (при повторном нарушении).

Требования к организации, проводящей СОУТ

СОУТ проводится совместно работодателем и специализированной организацией. Организация, которая проводит СОУТ, должна соответствовать специальным требованиям. Список аккредитованных организаций опубликован на официальном сайте Минтруда России. В организации также должна быть испытательная лаборатория (центр), аккредитованная на проведение исследований, испытаний и измерений вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателю нужно создать комиссию, состоящую из представителей работодателя, специалиста по охране труда, а также представителей выборного органа первичной профсоюзной организации. Число членов комиссии должно быть нечетным. Также работодатель утверждает график проведения специальной оценки условий труда. Состав и порядок деятельности комиссии работодатель утверждает приказом. Комиссию возглавляет работодатель или его представитель.

Комиссия определяет перечень рабочих мест и критерии оценки труда, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда с указанием аналогичных рабочих мест.

Данным законом прописано, что в отношении некоторых рабочих мест специальная оценка может проводиться поэтапно. Это рабочие места: сотрудников, чьи профессии, должности и специальности не включены в списки, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости; условия труда на которых не признаны вредными или опасными, в том числе по результатам ранее проведенной аттестации рабочих мест.

Завершить поэтапнуюспецоценку требуется до 31 декабря 2018 года (ч. 6 ст. 27 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ). Поэтапность предполагает проведение спецоценки в отношении не всех рабочих мест сразу, а только их части. Перечень таких рабочих мест определяется комиссией.

Методика проведения специальной оценки условий труда

Методика проведения специальной оценки условий труда утверждена приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н. Она устанавливает требования к процедурам, которые должна выполнить специализированная организация, оказывающая услуги по проведению специальной оценки условий труда. Согласно части I Методики к таким процедурам относятся:

· идентификация потенциально вредных и опасных производственных факторов, при этом при проведении идентификации должны учитываться производственное оборудование, материалы и сырье, результаты ранее проводившихся на данных рабочих местах исследований, случаи производственного травматизма, а также предложения самих работников. В случае, если вредные и опасные производственные факторы на рабочем месте не идентифицированы, условия труда на данном рабочем месте признаются комиссией допустимыми, а исследования вредных и (или) опасных производственных факторов не проводятся.

· непосредственно исследования (испытания, измерения) вредных и опасных производственных факторов (проводятся в том случае, если данные факторы выявлены по результатам идентификации)

· отнесение условий труда на рабочем месте по степени вредности и опасности к классу (подклассу) условий труда по результатам проведенных исследований (испытаний, измерений) вредных и опасных производственных факторов

· оформление результатов проведения спецоценки

Оформление результатов оценки условий труда

Порядок формирования результатов оценки предусмотрен статьей 15 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. Специализированная организация, которая оказывает услуги по проведению специальной оценки условий труда, составляет отчет о ее проведении. Отчет о проведении специальной оценки условий труда подписывают все члены комиссии, а утверждает ее председатель. Работодатель обязан ознакомить работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под подпись. Сделать это нужно в течение тридцати календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда, не позже.

Использование результатов оценки

Что должен сделать работодатель по итогам спецоценки труда? По результатам утверждения отчета о специальной оценке работодателю потребуется:

· ознакомить работников с результатами оценки (п. 4 ч. 2 ст. 4 Закона № 426-ФЗ);

· разместить результаты на своем сайте при его наличии (ч. 6 ст. 15 Закона № 426-ФЗ);

· сообщить в Фонд социального страхования сведения о результатах спецоценки (пп. 18 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).

Декларация соответствия

Если в ходе идентификации по заключению экспертов организаций, оказывающих услуги по проведению СОУТ, вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочих местах не будут выявлены (например, излучение от компьютера будет в пределах нормы), то требуется оформить декларацию соответствия условий труда. Форма декларации и порядок ее заполнения утверждены приказом Минтруда России от 07.02.14 № 80н, который начал действовать с 8 июня 2014 года.

Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда действительна в течение 5 лет. В случае если в период действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда с работником, занятым на рабочем месте, в отношении которого принята данная декларация, произошел несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или у него выявлено профессиональное заболевание, причиной которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов, в отношении такого рабочего места действие данной декларации прекращается и проводится внеплановая специальная оценка условий труда.

Если указанных обстоятельств не выявлено, то срок действия данной декларации считается продленным на следующие 5 лет.

Результаты специальной оценки используются в целях:

· разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие нормативным требованиям охраны труда;

· обеспечения сотрудников средствами индивидуальной защиты, а также средствами коллективной защиты;

· определения дополнительного тарифа для страховых взносов в Пенсионный фонд РФ;

· предоставления сотрудникам гарантий и компенсаций за работу во вредных или опасных условиях труда.

Нужно ли проводить СОУТ, если на 1 января 2014 года в организации проведена аттестация рабочих мест?

В общем случае не нужно. Если до 1 января 2014 года в организации была     проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, то в общем порядке специальную оценку условий труда в отношении таких рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации. Результаты данной аттестации рабочих мест можно использовать для целей специальной оценки условий труда. То есть если в организации плановую аттестацию проводили, к примеру, в 2013 году, то условия труда нужно будет оценить по новым правилам только в 2018 году. Исключением являются случаи, когда у работодателя возникнет необходимость провести внеплановую оценку условий труда рабочих мест. Льготы и компенсации по материалам проведенной аттестации продолжают предоставляться в установленном порядке.

Новое в законодательстве

С 1 января 2015 г. вступили в силу отдельные изменения, внесенные в КоАП РФФедеральным законом от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении измене­ний в отдельные законодательные акты Российской Федерации в свя­зи с принятием Федерального закона “О специальной оценке условий труда”».

  1. Увеличен срок давности привлечения к административной ответствен­ности.

Если до 1 января 2015 г. постановление по делу об административном правонарушении трудового законодательства могло быть вынесено в тече­ние двух месяцев со дня совершения правонарушения, а по делам, рассма­триваемым судьей, - в течение трех месяцев, то с 1 января 2015 г. такое по­становление может быть вынесено в течение одного года со дня совершения правонарушения.

  1.  Изменена редакция ст. 5.27 КоАП РФ, которая устанавливала ответ­ственность за нарушения законодательства о труде и об охране труда; также Кодекс дополнен статьей 14.54.

Статья 5.27 КоАП РФ в новой редакции устанавливает ответственность только за нарушения трудового законодательства и иных нормативных пра­вовых актов, содержащих нормы трудового права. Все нарушения государ­ственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в феде­ральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, выделены в от­дельную статью 5.27.1 КоАП РФ. Кроме того, КоАП РФ дополнен статьей 14.54, определяющей ответственность за нарушения установленного поряд­ка проведения специальной оценки условий труда.

Обратите внимание: из статьи 5.27 КоАП РФ исключен такой вид адми­нистративного наказания, как Приостановление деятельности на срок до 90 суток. Этот вид наказания будет применяться только при по­вторных нарушениях государственных нормативных требований охраны труда (ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ) и установленного порядка проведения спе­циальной оценки условий труда (ч. 2 ст. 14.54 КоАП РФ).

  1. Статья 5.27 КоАП РФ дополнена второй частью.
  2. Это изменение вызвано внесением в Трудовой кодекс РФ прямого запрета на фактическое допущение к работе без ведома или поручения работодате­ля либо его уполномоченного представителя (ч. 4 ст. 16 и ч. 2 ст. 671 ТК РФ).

Учтите, что фактическое допущение к работе лицом, не уполномочен­ным на это работодателем, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 руб. Однако штраф будет наложен, только если работодатель или его уполномоченный представи­тель откажется признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми и не заключит с ним трудовой договор.

  1. Статья 5.27 КОАП РФ дополнена третьей частью.

Часть 3 ст. 5.27 КоАП РФ вводит новую ответственность для должност­ных и юридических лиц, а также работодателей - индивидуальных пред­принимателей за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фак­тически регулирующего трудовые отношения между работником и работо­дателем.

Имейте в виду, что совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.27 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым админи­стративному наказанию за аналогичное правонарушение, влечет значитель­ное увеличение штрафа, а для должностного лица это может закончиться дисквалификацией на срок от одного года до трех лет.

  1. Статья 5.27.1 КоАП РФ вводит ответственность за нарушения госу­дарственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, в том числе:
  • за нарушение работодателем установленного порядка проведения спе­циальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведе­ние;
  • за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатриче­ских освидетельствований или при наличии медицинских противо­показаний;
  • за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты.

За повторные аналогичные правонарушения должностные лица могут быть дисквалифицированы на срок от одного года до трех лет, а к работода­телю может быть применено наказание в виде административного приоста­новления деятельности на срок до 90 суток.

Федеральный закон от 21.07.2014 № 216-ФЗ «О внесении изменений в от­дельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений зако­нодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием феде­ральных законов “О страховых пенсиях” и “О накопительной пенсии”внес долгожданные изменения в ст. 62 ТК РФ.

  1. С 1 января 2015 г. по письменному заявлению сотрудника работодатель обязан не позднее трех рабочих дней выдать ему не только копии доку­ментов, связанных с работой, но и трудовую книжку в целях его обяза­тельного социального страхования (обеспечения).
  2. Статья 62 ТК РФ дополнена частью четвертой, в соответствии с кото­рой работник обязан не позднее трех рабочих дней со дня получения трудовой книжки в органе, осуществляющем обязательное социальное страхование (обеспечение), вернуть ее работодателю.

       И хотя ТК РФ не перечисляет виды обязательного социального страхо­вания, в целях которых выдается трудовая книжка, понятно, что речь идет прежде всего о выдаче трудовой книжки работнику для обеспечения его обязательного пенсионного страхования.

19 Июня, 2015 г.