© 2010-2020 Звениговский муниципальный район Республики Марий Эл
425060, Республика Марий Эл, г. Звенигово, ул. Ленина, 39
тел: (83645) 7-17-55, факс: (83645) 7-33-70
E-mail: zven.adm@mari-el.gov.ru
За это время органы ЗАГС стали неотъемлемой частью нашего общества. Существует множество стереотипов и представлений о работе органов ЗАГС.
Кто-то связывает ЗАГС только со свадьбами, кто-то помнит о том, что за документом о рождении ребенка также обращались в отдел ЗАГС, многим приходилось сталкиваться с печальными моментами в нашей деятельности. Можно сказать, что в ЗАГСах сосредоточены «и жизнь, и слезы, и любовь…» От рождения и до последней минуты жизнь человека неразрывно связана с нашей структурой.
А как же люди обходились без ЗАГСов раньше?
На протяжении веков желающие вступить в брак соединяли свои судьбы в церкви. Венчание и запись в церковной метрической книге определяли тот факт, что брак является законным. В этих книгах производились записи священником, который проводил обряд крещения, венчания и отпевания прихожан.
Метрические книги церквей появились в 1722 году по приказу Петра I, который установил обязательную регистрацию рождения у православного населения. Именно священником записывались в метрической книге следующие сведения: имена и фамилии вступающих в брак, время совершения таинства брака, год, месяц и день рождения жениха и невесты, их вероисповедание, их семейное состояние до вступления в брак, сословие, место жительства жениха, его занятие, а также занятие невесты, если перед браком она самостоятельно зарабатывала. Помимо этого, священнослужитель выяснял, грамотны ли жених и невеста и могут ли собственноручно расписаться в метрике.
Сегодня метрические книги церквей являются порой единственным документальным источником при изучении истории своего рода, составлении родословной и генеалогического древа.
После Великой Октябрьской революции ситуация в стране изменилась. 18 декабря 1917 года был принят декрет СНК РСФСР « О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния», уничтожившей старый порядок брачно-семейных отношений. Этот документ не отменял церковный брак, однако признавал его «частным делом брачующихся», а официальным фактом считалась лишь соответствующая регистрация в государственных органах. Церковь была отстранена от ведения брачно-семейных дел, юридические последствия признавались лишь за браком, зарегистрированным в государственных органах. Таким образом, день 18 декабря 1917 года стал днем рождения органов записи актов гражданского состояния России.
Вслед за первым декретом 19 декабря 1917 года был принят декрет «О расторжении брака», который включал в себя принципиально важные для того времени вопросы, касающиеся развода.
В этот период между церквями и органами ЗАГС шла оживленная переписка по вопросам передачи документов о регистрации актов и выдачи повторных документов. И только в конце 20-х годов архивы метрических книг были полностью переданы на хранение отделам ЗАГС.
Система органов ЗАГС многократно подвергалась реформированию. Отделы были и самостоятельными, и входили в административные отделы волостных и губернских исполкомов, были в составе НКВД, КГБ, МВД. Например, в 1934 году органы ЗАГС, как ведомство, хранящее первостепенную информацию по текущему учету населения, были включены в структуру Народного комиссариата внутренних дел. Руководство работой стал осуществлять Отдел Актов Гражданского Состояния НКВД ССР.
После Великой Отечественной войны требовалось коренным образом перестроить работу органов ЗАГС. В 1946 году НКВД было переименовано в МВД.
25 октября 1956 года органы ЗАГС были выведены из подчинения Министерства внутренних дел и переданы в ведение местных советов народных депутатов.
В 1969 году был принят Кодекс о браке и семье РСФСР, в соответствии с которым регистрация актов гражданского состояния в городах и районах стала производиться отделами (бюро) ЗАГС исполнительных комитетов районных, городских Советов народных депутатов.
Органы ЗАГС прошли большой путь от нелегкого рукописного труда до компьютеризированных систем. Это позволило улучшить качество выдаваемых гражданам документов, сократить время на их оформление и создать условия для качественного и эффективного информированного обеспечения органов ЗАГС.
Проводится огромная работа по созданию и обеспечению сохранности архивного фонда записей актов гражданского состояния, формированию справочного материала, созданию электронного архива, благодаря чему поиск и выдача документов осуществляется в день обращения.
Все органы ЗАГС перешли на электронное взаимодействие. Развивается система предоставления государственных услуг, в т.ч. в электронном виде.
Говоря об истории становления и развития органов ЗАГС, нельзя не упомянуть людей, работавших в нём с момента его создания. Имена первых работников, регистрировавших акты гражданского состояния в Звениговском отделе ЗАГС, к сожалению, выяснить не удалось. Личные дела их не сохранились, а подписи неразборчивы.
Начальниками районного бюро ЗАГС долгое время работала Н.Филиппова (с 1938 г. по 1950 г.), Ю.Ладыгина (с 1950 г. по 1983 г.), В.Игнатьева (с 1983 г. по 2005 г.).
Отделы городских бюро ЗАГС возглавляли Т.Оренбургская (с 1980 г. по 1990 г.), Г.Ефремова (с 1990 г. по 2005 г.).
С 1 января 2006 года отделы ЗАГС городских и сельских поселений были включены в состав Отдела ЗАГС Администрации МО "Звениговский муниципальный район", которым долгое время руководила Л.Семенова.
В настоящее время в Отделе ЗАГС Администрации МО "Звениговский муниципальный район" работают Т.Лобанова, Л.Селиверстова, И.Пипикина.
Специалисты ЗАГС должны не только знать свою работу, но и обладать богатыми душевными качествами. При оформлении документов специалистам в течение дня приходится морально и душевно перестраиваться, оформляя радостное событие - рождение малыша, а затем горькую утрату человека - оформление смерти, прием документов на заключение брака, оформление расторжение брака. И только вкладывая теплоту своих сердец в любимое дело, им удаётся выдерживать такую серьёзную нагрузку.
Приглашаем всех жителей Звениговского района в отдел ЗАГС, для решения возникающих вопросов. Мы всегда Вам рады и поможем, что в наших силах!