© 2010-2020 Звениговский муниципальный район Республики Марий Эл
425060, Республика Марий Эл, г. Звенигово, ул. Ленина, 39
тел: (83645) 7-17-55, факс: (83645) 7-33-70
E-mail: zven.adm@mari-el.gov.ru
2 августа в лесу около п. Сокольный были слышны голоса людей – это археологи ведут раскопы. Кандидат исторических наук, доцент К.М.Андреев много интересного рассказал о нашем родном крае: «С начала августа археологическая экспедиция Самарского государственного социально-педагогического университета (СГСПУ) под руководством доктора исторических наук, профессора Александра Алексеевича Выборнова и кандидата исторических наук, доцента Константина Михайловича Андреева проводит исследования стоянки п. Сокольный поселение VII (Звениговский район, Республики Марий Эл). В работе экспедиции принимают участие не только преподаватели СГСПУ, но и аспиранты, магистранты и студенты самарского вуза. Памятник был открыт в 1985 году выдающимся марийским археологом, доктором исторических наук Валерием Валентиновичем Никитиным, а в 2018 году пришло время его исследовать. Стоянка п. Сокольный поселение VII относится к эпохе неолита (новый каменный век). Данный исторический период является ключевым и переломным в истории человечества. В это время происходит становление производящего хозяйства (приручаются первые животные, начинают культивироваться растения) и изобретение первого искусственного материала, созданного человеком – керамической посуды.
Неолитический человек впервые проник на территорию Марийского Поволжья примерно 7 тысяч лет назад, именно к этому времени относятся артефакты, найденные на стоянке п. Сокольный поселение VII. На памятнике получена небольшая, но очень выразительная и важная для отечественной науки коллекция глинянной посуды. Первые марийские горшки были небольшого размера (высота не превышала 20 см, а толщина стенок 7 мм) и имели специфический орнамент (горизонтальные ряды наколов: округлых, треугольных и других форм), который отражал определенные мировоззренческие представления древнего человека. Кроме керамики на памятнике получена интересная подборка кремневого инвентаря. Она включает в себя, как отходы производства (отщепы, осколки и куски), так и орудия труда. Скорее всего, неолитический человек обрабатывал кремень непосредственно на стоянке, об этом нам свидетельствует значительное количество предметов с коркой. Орудия, изготовленные на памятнике, весьма разнообразны. Они представлены кремневыми пластинками, вставлявшимися первобытными охотниками в костяные и деревянные оправы (ножи, наконечники стрел и копий), которые, к сожалению, не сохранились до наших дней, и образовывали их режущий край. Выразительна серия наконечников стрел, сделанных как на кремневых пластинах, так и на отщепах. Они имели ретушь (обработка рабочей поверхности) по краям, что придавало им листовидную форму. Так же были найдены скребки различных форм, которые использовались древним человеком для обработки шкур убитых животных, ножи для разделки рыбы и мяса, и другие категории находок. Наконец, необходимо отметить, что было обнаружено и деревообрабатывающее орудие (топор) с помощью которого неолитические обитатели марийских лесов изготавливали себе жилища, лодки и прочую утварь.
Вы спросите, а что в марийском крае забыли самарские археологи? Территория лесного Среднего Поволжья, к которому относится Республика Марий Эл, имеет большое значение для понимания перехода человека в новую историческую эпоху как севернее, так и южнее. Скорее всего, первобытный человек пришел, а точнее приплыл на стоянку п. Сокольный поселение VII именно с юга из Самарского Поволжья. Самарские археологи планируют продолжать исследования в Звениговском районе и в дальнейшем. И приглашают всех интересующихся древнейшей историей родного края познакомиться с материалом и раскопом в августе 2019 года».
Будущие историки-студенты интересовались историей кокшамарской стороны. Археологи побывали на р. Волга, у памятника революционным событиям 1906 года. Для гостей была организована культурная программа: в сельской библиотеке Г.Л.Сорокина рассказала об истории д. Кокшамары, за чашкой травяного душистого чая из самовара за круглым столом задавали гостям вопросы по археологическим находкам, а студенты интересовались достопримечательностями д. Кокшамары. После чего гости посетили школьный музей и избу-усадьбу, где им показали орудия труда и старинную утварь. Члены народного фольклорного ансамбля «Ушанлык» показали процесс ткачества, старинные танцы и песни. Гости из Самары, довольные дружелюбием и гостеприимством кокшамарцев, поехали на свою базу в п. Сокольный продолжать исследования каменного века в истории человечества.
Сорокина Г.Л., Плотникова Е.М.