© 2010-2020 Звениговский муниципальный район Республики Марий Эл
425060, Республика Марий Эл, г. Звенигово, ул. Ленина, 39
тел: (83645) 7-17-55, факс: (83645) 7-33-70
E-mail: zven.adm@mari-el.gov.ru
Одной из основных функций Росреестра и его территориальных органов является осуществление государственного земельного надзора, в число задач которого входит выявление нарушений земельного законодательства, привлечение лиц, виновных в их совершении, к административной ответственности, обеспечение устранения нарушений земельного законодательства.
При проведении проверок соблюдения требований земельного законодательства Управлением Росреестра по Республике Марий Эл наиболее часто выявляются факты использования земельных участков в отсутствии прав, предусмотренных земельным и гражданским законодательством. За данный вид нарушения предусмотрена ответственность в соответствии со статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. За 9 месяцев 2019 года на территории республики зафиксировано свыше 140 подобных фактов.
Граждане, используя земли, прилегающие к их домовладениям, приспосабливают их под складирование строительных материалов, подъездных путей, устраивают огороды, в последующем устанавливают заборы. Указанные земли, как правило, относятся к землям, находящимся в муниципальной или государственной собственности, и их эксплуатация образует состав административного правонарушения. Выявление государственными инспекторами по использованию и охране земель указанных выше нарушений нередко вызывает недовольство и возмущение граждан, много лет использующих такие земельные участки. Начальник отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Республике Марий Эл Юрий Витальевич Касьянов рассказал о том, как проводятся проверки, что является основанием для их проведения и каковы размеры штрафов за нарушения земельного законодательства.
Любая проверка (плановая или внеплановая) проводится согласно распоряжению руководителя Управления, в котором указываются основания для ее проведения, сроки, ф.и.о. инспектора. Основанием для проверки может служить утвержденный Управлением план проверок или результаты административного обследования объекта земельных отношений (в случае установления при проведении обследования признаков нарушения земельного законодательства).
Непосредственно на земельном участке инспектор проводит обмер границ земельного участка, составляет фототаблицу, схематический чертеж земельного участка, проводит сравнение результатов, полученных при обмере, со значениями этих величин, указанных в правоустанавливающих документах на землю и в Едином государственном реестре недвижимости. В ходе осмотра участка инспектор должен убедиться, что участок используется в соответствии с установленным правовым режимом, который определяется согласно категории земель и разрешенного использования. Конечно, проверяется наличие документов на земельный участок.
По результатам проверки инспектор составляет акт проверки, содержание акта определяется исходя из ее результатов. К акту прилагаются объяснения лиц, на которых возлагается ответственность за совершение нарушений, а также документы, полученные в результате проведения проверки. В случае выявления нарушения земельного законодательства одновременно с актом вручается предписание об устранении нарушения земельного законодательства и составляется протокол об административном правонарушении. Таким образом, цель проверки – получить доказательства того, что при использовании земельного участка проверяемым лицом не нарушаются (или нарушаются) требования земельного законодательства, проверка которых отнесена к полномочиям инспектора.
Виновное лицо привлекается к административной ответственности с наложением штрафа, размер которого зависит от факта, определена ли кадастровая стоимость участка или нет. Кроме того, сумма штрафа зависит от статьи КоАП РФ, по которой возбуждено административное дело, от обстоятельств, которые были установлены при рассмотрении дела. Наличие смягчающих и иных обстоятельств дает возможность должностному лицу, рассматривающему дело об административном правонарушении, снизить размер налагаемого штрафа до минимального.
Если лицо, в отношении которого было рассмотрено дело об административном правонарушении не согласно с вынесенным постановлением, то такое постановление может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, либо через суд по месту рассмотрения.