Размер шрифта: А А А
Цвет шрифта: А А А  
Перейти в обычную версию сайта 

Обеспечение сохранности жилья сирот органами местного самоуправления

Муниципальные образования поселений и городских округов, осуществляя функции собственника муниципального жилищного фонда, в рамках своих полномочий в силу требований ст. ст. 14, 65, 70, 71, 83, 84, 91 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ), ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ) принимают меры по реализации прав несовершеннолетних на закрепленное жилое помещение с тем, чтобы после возвращения от опекунов или из государственных учреждений сироты могли вселиться в свое жилье.

Например, следует зарегистрировать ребенка по месту жительства, в закрепленном жилье, где он проживал с родителями до изъятия из семьи (если такая регистрация своевременно не была произведена родителями), и не допускать снятие его с регистрационного учета, а также вселение в это жилое помещение иных лиц без согласия органов опеки и попечительства и законного представителя ребенка и т.п. (для чего в поквартирной карточке (домовой книге) должна быть сделана отметка о временном убытии ребенка и закреплении за ним данного жилого помещения.

Так, в силу п. 2 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья и т.п.). При этом снятие сирот с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства.

Согласно ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. В соответствии с п. 17 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713, должностные лица, ответственные за регистрацию, а также граждане и юридические лица, предоставляющие для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, в 3-дневный срок со дня обращения граждан передают документы для регистрации в органы регистрационного учета.

Таким образом, если органом опеки и попечительства за ребенком закреплено право на жилое помещение по месту жительства родителей, однако он не зарегистрирован в нем, собственнику муниципального жилищного фонда следует принять меры к оформлению регистрации несовершеннолетнего по месту жительства.

На основании постановления Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» должностные лица, осуществляющие в соответствии с жилищным законодательством контроль за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, отвечают за регистрацию граждан в жилых помещениях муниципального жилищного фонда.

Согласно ст. 70 ЖК РФ наниматель с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих, вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, детей и родителей или с согласия членов своей семьи и наймодателя - других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи. Наймодатель может запретить вселение граждан в качестве проживающих совместно с нанимателем членов его семьи в случае, если после их вселения общая площадь жилого помещения на одного члена семьи составит менее учетной нормы.

Таким образом, осуществляя полномочия наймодателя, собственник муниципального жилищного фонда при заключении договоров социального найма жилья, внесении в них изменений и дополнений, а также при ведении регистрационного учета граждан по месту жительства должен пресекать незаконные действия нанимателей по вселению граждан в жилые помещения, право проживания в которых имеют временно выбывшие несовершеннолетние, без согласия последних и согласия их законных представителей.

Кроме того, в силу требований жилищного кодекса РФ собственник муниципального жилищного фонда осуществляет контроль за его использованием и сохранностью, обеспечивает проведение капитального ремонта жилых помещений, принимает участие в надлежащем содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, предупреждает недобросовестных нанимателей о необходимости надлежащего исполнения обязанностей по договору социального найма и при нарушении условий договора предъявляет требования о выселении, взыскании задолженности по квартплате, проведении текущего ремонта, в том числе в судебном порядке и т.п.

Число сирот, нуждающихся в предоставлении жилья, не снижается и требуется все больше бюджетных средств для обеспечения их жилыми помещениями, поскольку закрепленное жилье ветшает и разрушается не только в связи с неиспользованием по назначению, но и в результате бесхозяйственной эксплуатации недобросовестными нанимателями, вместо приватизации и использования в интересах сирот допускается повторное заселение их пустующего жилья с заключением договора социального найма с новыми нанимателями, тем самым детей лишают жилья.

Надлежащее исполнение органами местного самоуправления своих полномочий позволит обеспечить сохранность муниципального жилья и сократить количество бездомных сирот.

10 Октября, 2011 г.