В соответствии с действующим законодательством, граждане вправе обращаться в государственные органы, органы местного самоуправления, а также к их должностным лицам с заявлениями, жалобами и обращениями.
Обращения рассматриваются в установленный законом срок с принятием законного и обоснованного решения. В случае несогласия с принятым по обращению решением гражданин вправе его обжаловать.
Законодательством предусмотрено несколько способов обжалования действий, бездействий, а также решений должностных лиц государственных и муниципальных органов.
Первый и, пожалуй, наиболее часто используемый способ обжалования – это подача жалобы вышестоящему должностному лицу государственного органа или органа местного самоуправления. Срок подачи такой жалобы не ограничен временными рамками. Однако подача жалобы в разумные сроки может ускорить решение Вашего вопроса. При получении жалобы вышестоящим в порядке подчиненности должностным лицом проводится проверка законности, обоснованности принятого решения, которое, по мнению гражданина, нарушило его права и свободы. Общий срок рассмотрения жалоб составляет 30 дней, после чего заявителю дается письменный ответ о результатах рассмотрения.
Также решения, действия или бездействия вышеуказанных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке. Заявление подается гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа, решение или действие которого обжалуются. Согласно ст. 256 ГПК РФ срок для подачи такого заявления равен трем месяцам, со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав и свобод. В соответствии ст.257 ГПК РФ заявления по таким делам рассматриваются в течениедесяти дней с участием гражданина и органов, чьи действия или решения обжалуются. Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа или лица устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод. Для обеспечения своевременного и эффективного восстановления нарушенных прав заявителя решение об удовлетворении его требований может быть обращено к немедленному исполнению.
Кроме этого, с жалобой на решения, действия или бездействия должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления гражданин может обратиться в органы прокуратуры. По общему правилу жалобы рассматривается в прокуратуре в течение 30 дней. В случае выявления нарушений прав и свобод обратившегося гражданина, принимаются меры прокурорского реагирования, обязывающие устранить выявленные нарушения. Кроме этого, решается вопрос о привлечении к дисциплинарной или административной ответственности виновных лиц.