Размер шрифта: А А А
Цвет шрифта: А А А  
Перейти в обычную версию сайта 

УСТАНОВЛЕНЫ ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА

С 1 января 2014 г., за исключением некоторых положений, вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», которым предусмотрено проведение работодателями  вместо аттестации рабочих мест новой процедуры - специальной оценки условий труда. Для этого им необходимо заключить договор с соответствующей организацией, которая должна отвечать определенным требованиям.

Исходя из положений вышеуказанного Федерального закона, специальная оценка условий труда включает мероприятия, направленные на выявление на рабочих местах потенциально опасных и вредных факторов и определение уровня их воздействия на работников. По итогам ее проведения будет устанавливаться соответствующий класс (подкласс) условий труда.

Специальной оценке подлежат все рабочие места, в том числе те, аттестация которых ранее была необязательна. Однако в отношении условий труда надомных и дистанционных работников, а также работников, занятых у физических лиц, которые не являются индивидуальными предпринимателями, она проводиться не должна. Ранее работодатель не проводил аттестацию рабочих мест, на которых сотрудники заняты исключительно работой на персональном компьютере и (или) эксплуатируют оргтехнику.

Если до 1 января 2014 г. в отношении рабочих мест была проведена аттестация, то ее результаты действительны в течение пяти лет со дня ее завершения. В этот период специальную оценку условий труда проводить необязательно.

Порядок проведения вышеуказанной процедуры во многом аналогичен порядку проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Вместе с тем добавляется новый этап - идентификация потенциально вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса. Последнюю должен осуществлять эксперт организации, проводящей специальную оценку условий труда. Результаты идентификации утверждает комиссия, включающая представителей работодателя и выборного органа работников.

Еще одной законодательной новеллой стало введение возможности декларировать соответствие условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Речь идет о тех рабочих местах, на которых не выявлены вредные и опасные факторы. Декларирование заменило сертификацию организации работы по охране труда, что существенным образом может снизить затраты работодателей.

За нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение частью 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ, вступающей в силу с 1 января 2015г., предусмотрена административная ответственность. Совершение названного административного правонарушения влечет наказание в виде предупреждения или административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 тысяч до 10 тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 5 тысяч до 10 тысяч рублей; на юридических лиц - от 60 тысяч до 80 тысяч рублей.

Кроме того, с 1 января 2015г. вводится административная ответственность и для организаций, которые проводят специальную оценку условий труда с нарушением установленного законом порядка. Штраф за совершение данного административного правонарушения для таких организаций может составить от 70 до 100 тысяч рублей (ст. 14.54 КоАП РФ).

19 Марта, 2014 г.